РЕПЛИКА

МАРК МЕЕРОВИЧ,

заслуженный архитектор РФ, член жюри конкурса "Квартал XXI века"

В Иркутске прошел конкурс на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию объекта «Квартал XXI века». 9 ноября жюри выбрало три лучших проекта, ни один из которых не будет реализован полностью. О том, какие решения были предложены участниками конкурса, об истории места и о дальнейших планах по развитию этой территории - заслуженный архитектор РФ, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор архитектуры, доктор исторических наук, профессор и один из авторов 130-го квартала Марк Григорьевич Меерович:

 

"Мы все прекрасно понимаем, что это место буквально намоленное. Раньше здесь располагалась Тихвинская церковь, сейчас на ее месте образец сталинского ампира – здание «Вост-Сибугля», это место, где располагался третий по величине в России Казанский собор, позже — областная администрация, на которую тоже в свое время проводился конкурс, здесь стоял памятник советского модернизма архитектора В.А. Павлова - «Дом на ногах», это сквер Кирова, Спасская церковь, Вечный огонь, Польский костел, Собор Богоявления... Любой проект в этом месте — это, буквально, операция на сердце города Иркутска.

В принципе, собственник земли имел полную возможность «схватить скальпель и побежать кромсать и резать», что обычно и происходит, когда собственник выбирает сговорчивых архитекторов, делает проект, который затем, незаметно для общественности, проходит все стадии согласования, и только потом, начиная вырастать из земли, вызывает редко - радость, а чаще - острое неприятие горожан.

В данной ситуации заказчик проявил высочайшую культуру принятия важных социально-политических решений - он объявил открытый всероссийский конкурс. И получил, образно говоря, «план операции на сердце», причем не один, а шестьдесят семь – ровно столько проектов было рассмотрено жюри. Теперь у всех нас: горожан, городской администрации, профессиональной общественности есть реальная возможность предварительно оценить, какой из них наиболее подходит для этого конкретного места, в большей степени соответствует истории и культуре города Иркутска, действительно станет подлинной жемчужиной не только центра, но и всего города.

Можно скорбеть о том, что в свое время усилиями мэра Якубовского, был снесен «Дом на ногах» Владимира Павлова, который придавал главной площади города уникальность и идентичность, а можно попытаться сделать все от нас зависящее, чтобы здесь появился новый объект, столь же мощно формирующий уникальность и новую идентичность города Иркутска.

Ситуация места проектирования очень сложная. Во-первых, она сложна тем, что на этом месте набережная прерывается. Россия — речная цивилизация, и для наших крупных городов выход к реке, формирование, а затем повседневное использование набережной большими потоками людей — это смысловая и символическая альфа и омега градостроительного планирования. Если мы пускаем транспорт по набережной — мы отсекаем потоки людей от берега, а если не пускаем, то и дальше бьемся с неразрешимыми транспортными проблемами. Во-вторых, ситуация сложна тем, что нет твердой убежденности – в какой конкретно месте располагать зал, чтобы он стал сердцевиной, главным композиционным фокусом всей планировки этой территории? В-третьих, каким образом обеспечить притекание сюда большого количества людей, а также утекание их после концертов, без того, чтобы каждый раз парализовывать транспортные потоки? В-четвертых, какой тип жилой застройки должен появиться в этом месте, чтобы сохранить баланс между интимностью жилого пространства и предельной проницаемостью городского квартала для потоков людей, движущихся к залу? В-пятых, как относиться к историческому артефакту – пустующему, полуразрушенному промышленному зданию, стоящему на этой площадке и трубе? И т.д….

 

Увы, ни один из представленных проектов не дал завершенного, комплексного решения, которое могло бы стать окончательным. Поэтому мудрым решением жюри было не определять первую, вторую и третью премию, а выбрать трех равнозначных финалистов. И даже не их проекты, а предъявленные ими принципы - наиболее верные для решения этих и других проблем данной территории. Жюри выбрало проектные подходы, достойные того, чтобы положить их в основу дальнейшего проектирования.

 

Первый принцип воплощен в проекте авторского коллектива ООО "Институт территориального развития" (авторский коллектив: Е. Миронова, В. Щеткина, А. Головченко, О. Потребчук, В. Соловьева, Г. Шелухин).

Он должен быть обязательно реализован в дальнейшем, при составлении планировочного и объемно-пространственного задания на разработку проекта — это решение - в границах проектируемого участка протрассировать транспортные потоки под землей – в тоннеле. При таком решении транспорт не отсекает набережную от городской застройки, не является постоянной помехой свободному доступу сюда масс людей.

Второй принцип - пространство вокруг зала, а также зона набережной сформированы не только комфортным по своему масштабу, но и, что наиболее важно, открыты для постоянного свободного притекания сюда людских масс, потому что транспорт перенаправлен так, чтобы заменить фрагмент дороги общественным пространством. В результате, в этом месте теперь не нужно переходить дорогу, а для этого выставлять светофоры. Прилегающая к залу площадь сливается со сквером, становится его продолжением, превращается в единое публичное пространство.

Именно за эти качества данный проект и был определен жюри одним из трех победителей.

 

Достоинство следующего проекта, АО "Горпроект" (авторский коллектив: Ф. Никандров, А. Коротков, А. Муравьев, И. Мыльников, С. Кухарский, Е. Закаблуцкая, А. Лаврухин, А. Воробьев, П. Гуляк, Х. Рахматулина, В. Замула, И. Верещагина), обеспечившего ему высокую награду - это зал.

  

Все остальное здесь, решено не слишком привлекательно. Но зал – главный повод всей проектной разработки этого участка – восхитителен! Он решен очень оригинально. Потому что, помимо крытого зала, здесь формируется огромное наружное сценическое пространство, позволяющее собирать под открытым воздухом те 10-15 тысяч человек, которые итак собираются на концерты Дениса Мацуева на центральной площади города. Причем собирать их, не блокируя при этом функционирования всего городского центра. Сегодня брендом города Иркутска в российском масштабе является 130й квартал. Его знают все – и архитекторы, и российские туристы, и даже иностранцы. С появлением концертного зала, представленного в этом проекте, Иркутск получит бренд мирового значения. Конечно, при детальной проработке этой формы, бы неплохо немного развернуть зал так, чтобы он обнимающим жестом прикрывал открытую сцену от ветра. Этот проект указал на единственно верное место расположения концертного зала и предложил его форму и образ, сомазвучные значению столицы Восточной Сибири. Именно поэтому он вошел в число победителей.

 

Следующий проект "Студии 44" (авторский коллектив: А. Яр-Скрябин, И. Григорьев, К. Счастливцева при участии Е. Богомаз, В. Бурмистровой, Д. Андреевой) тоже в некотором смысле уникален.

  

Проект, в отличие от многих других, предлагает подход, формирующий мелкодисперсную застройку, причем, и это самое оригинальное — абсолютно прозрачную и проницаемую для потоков людей, но при этом, не нарушающую интимность внутреннего жилого пространства дворов, формируемых за счет создания атриумов. Этот подход позволяет решить массу проблем, которые не были решены ни в одном другом проекте.

 

При принятии своих решений жюри сознательно игнорировало художественную сторону проработки фасадов, потому что задача данной стадии разработки проекта состояла в том, чтобы решить все планировочно-градостроительные, компоновочные, транспортные проблемы, для того, чтобы с полным пониманием переходить к корректировке ПЗЗ и разработке задания на проектирование. Этими проектами мы точно определили месторасположение главного объекта проектирования – зала, и основных масс коммерческой и жилой застройки, больше не нужно перебирать вариантов. Теперь, благодаря этому конкурсу, появилось четкое понимание того, каким должно быть задание, и заказчик с руководством города его пропишут, чтобы на следующем шаге, нанятый заказчиком коллектив архитекторов, со всем присущим этому коллективу талантом и профессиональным интеллектом, искал бы конкретные проектные решения в рамках именно этих, отработанных в данном конкурсе принципов.

 

В завершение хочу заметить, что стадия поиска проектных подходов и принципов проектирования закончена - мы имеем очень хорошие принципиальные решения, и, надеюсь, в дальнейшем и городская администрация, и заказчик будут им неукоснительно следовать. И я искренне надеюсь, что через какое-то время Иркутск получит кроме российского бренда еще и международный – зал классической музыки Дениса Мацуева".

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
биеннале
18/04/2017 – 24/04/2017
Санкт-Петербург
собрание
27/04/2017
Самара, Дом архитектора
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта