РЕПЛИКА

НИКОЛАЙ ШУМАКОВ

президент Союза архитекторов России

В настоящее время в России отсутствует архитектурная и градостроительная политика.

К сожалению, Российская Федерация унаследовала от СССР своего рода «комплекс отрицательных компетенций» в области выработки и реализации государственной архитектурной политики, особенно проявившийся после печально знаменитого Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».

Указанный выше комплекс ставит под угрозу способность России к самостоятельному воспроизводству на своей территории качественной среды жизнедеятельности — ключевого драйвера развития постиндустриальной экономики — и тем самым становится предпосылкой процессов опрокидывания страны на периферию мирового развития.

В Статье 1 Закона Франции «Об архитектуре» № 77-2 от 3 января 1977г. записано: «Архитектура является выражением культуры. Архитектурный дизайн, качество зданий, гармоничное включение их в окружение, уважение природных и городских ландшафтов для государственного и частного наследия являются предметом общественного интереса».

Приведенная формулировка представляет собой смысловое ядро государственной архитектурной политики стран Европы, она впоследствии стала исходной для ключевых директив и резолюций ЕС, связанных с повышением архитектурного качества городской среды.

Как представляется, в современных условиях России общественная значимость качества архитектуры, и шире — порождаемого ею качества среды жизнедеятельности человека, существенно повысилась, и реализуемый посредством архитектурной деятельности общественный интерес нуждается в законодательном закреплении.

Основной идеей правового регулирования проекта федерального закона «Об архитектуре» является комплексное урегулирование роли и места архитектуры как средства формирования среды жизнедеятельности человека, являющейся неотъемлемым условием реализации права на достойную жизнь, свободное развитие и благоприятную окружающую среду (статьи 6 и 42 Конституции Российской Федерации).

Целью правового регулирования вышеуказанного закона является обеспечение высокого качества архитектуры зданий и сооружений, а также среды жизнедеятельности человека в целом посредством усиления роли и профессионального статуса архитектора, расширения его места в системе разработки и реализации инвестиционно-строительных проектов,  повышения его ответственности за формирование привлекательного архитектурного облика, надежности и удобства использования зданий и сооружений и общественных пространств городов и иных поселений.

Предмет правового регулирования закона заключается в:

— установлении правовых основ выработки и реализации государственной архитектурной политики;

— институционализации архитектуры как средства формирования среды жизнедеятельности и определении её значения и роли в развитии общества, устойчивом развитии городов и иных поселений;

 — регламентации правового положения архитектора, порядка и условий приобретения им права на профессиональную деятельность;

— организации оказания профессиональных услуг в области архитектуры;

— организации профессионального саморегулирования архитекторов;

— установлении правовых основ организации архитектурных конкурсов на создание, реконструкцию, реновацию и благоустройство общественных пространств, зданий и сооружений высокой общественной значимости.

Необходимость комплексного изменения правового регулирования в области архитектуры определяется следующими важными обстоятельствами:

— необходимостью комплексной актуализации действующего Федерального закона № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», который, будучи прогрессивным двадцать лет назад, в настоящее время в значительной степени утратил свое значение вследствие многочисленных изъятий и в результате не способен надлежащим образом урегулировать ключевые проблемы деятельности архитекторов;

— осознанием невозможности полноценного учета мнения профессионального архитектурного сообщества в ходе законотворческого процесса без предварительной консолидации его на основе единой концептуальной позиции, легитимно выработанной с участием большинства профессионального цеха и отстаиваемой уполномоченными всем профессиональным сообществом организациями;

—  потребностью активного участия профессионального архитектурного сообщества в решении важнейшей государственной задачи, объявленной Правительством Российской Федерации приоритетом национального развития, — формирования комфортной среды жизнедеятельности человека. 

Проведенный анализ позволил выявить следующие основные проблемы законодательного регулирования архитектурной и градостроительной деятельности:

— разорванность регламентации архитектурной деятельности, с одной стороны, и архитектурно-строительного проектирования как вида градостроительной деятельности, с другой;

— разрыв между международными обязательствами Российской Федерации по регулированию доступа на рынок профессиональных архитектурных услуг и условиями осуществления архитектурной деятельности, установленными национальным российским законодательством;

— отсутствие институционализации и международно-договорных механизмов обеспечения взаимного признания квалификаций в области архитектуры Российской Федерации и зарубежных государств;

— дискриминация профессиональной деятельности архитектора в сложившейся практике и организационно-контрактных схемах реализации инвестиционно-строительных проектов;

— отсутствие институционализации государственной архитектурной политики, в том числе в контекстах государственной культурной политики и государственной политики городского развития;

— дискредитация общественной роли архитектора и его служения общественным интересам, которая проявляется в том числе в стремительной депрофессионализации института главных архитекторов городов и регионов, сведению их к положению бесправного звена в бюрократическом аппарате;

— устаревшая практика организации архитектурно-строительного проектирования в виде «комплексных» проектных организаций, схема организации работы которых была заложена еще в советский период;

— законодательное закрепление монопольного положения строительного бизнеса в схемах организации разработки утверждаемой проектной и  рабочей документации, изымающих средства у разработчиков проекта и создающих непреодолимый конфликт интересов, негативно влияющий на качество реализации проекта в целом и ухудшающий возможности применения в нем инноваций и дорогостоящих высокотехнологичных материалов;

— хроническое недофинансирование и искусственное занижение стоимости профессиональных услуг в области архитектуры при разработке и реализации инвестиционно-строительных проектов;

— искусственное сокращение номенклатуры и деградация структуры профессиональных услуг в области архитектуры в сравнении с зарубежной практикой, особенно в сложившейся системе закупок для публичных нужд (федеральная контрактная система, закупки государственных и муниципальных организаций и пр.);

— искусственное занижение минимально необходимого количества стадий реализации проекта и архаичная регламентация стадийности, не отвечающая действительным потребностям качественного осуществления сложных архитектурных и градостроительных проектов;

— архаичность системы оценки соответствия в строительстве в целом, в том числе неоправданная увязка осуществления инвестиционно-строительного проекта с правовыми и бюджетно-финансовыми последствиями для публичных заказчиков при прохождении одной из стадий осуществления проекта — проверки соответствия (государственной экспертизы) проектной документации и достоверности сметной стоимости, при этом соответствие построенного объекта утвержденному проекту подтверждается справкой подрядчика;

— отсутствие у заказчика нормативного интереса и управленческо-правового инструментария для обеспечения качества архитектуры, архаичная ориентация на «типовые проекты», приводящая к деградации городской среды и снижению ее привлекательности для людей;

— отсутствие каталогизации результатов профессиональных архитектурных услуг и видов архитектурных объектов, деградация архитектурной компоненты в градостроительном проектировании и документах территориального планирования (генеральных планах городов);

— отсутствие законодательных механизмов ответственности профессионального архитектурного сообщества за профессиональную состоятельность его членов перед обществом и заказчиками, реализованной в виде полноценно действующего института самоуправления физических лиц;

— незакрепленность правового статуса архитектора, незащищенность его титула и профессии, разрыв между правовым положением и местом в градостроительной и проектно-строительной сфере в Российской Федерации и в развитых государствах мира;

— отсутствие законодательного закрепления архитектурных конкурсов  как инструментов повышения качества архитектуры и городской среды, неоправданное отождествление их с закупками для государственных и муниципальных нужд стандартных групп промышленных товаров, отсутствие законодательной регламентации архитектурных конкурсов как инструмента обеспечения качественной среды жизнедеятельности и повышения ее  привлекательности и устойчивости городского развития.

Систематизация вышеуказанных актуальных проблем позволяет сформулировать следующие основные вызовы для национальной системы регулирования, в том числе законодательного, архитектурной деятельности:

— существующая система регулирования, сложившаяся в основном еще в советский период, не способна остановить и даже замедлить стремительную деградацию городской среды и резкое снижение ее привлекательности для людей, тем самым становясь ограничением городского развития и угрозой положению России как страны — одного из лидеров и активных участников цивилизационного мирового развития;

— система регулирования архитектурной деятельности препятствует воспроизводству и наращиванию национальных компетенций в области качественной архитектуры и привлекательной среды жизнедеятельности;

— система регулирования архитектурной деятельности работает против повышения привлекательности, в том числе экономической, архитектурной профессии для молодежи;

— система регулирования архитектурной деятельности неадекватна потребностям страны и ее городов в качественной архитектуре и привлекательной и комфортной среде жизнедеятельности.

Доклад Николая Шумакова, подготовленный к отраслевой конференции, организованной РСПП и компанией КНАУФ. 

Строительство.ru

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Летняя школа
27/07/2017 – 7/08/2017
Кимры и Енисейск
Фестиваль
22/07/2017 – 7/08/2017
Москва, Дом творчества Суханово
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта