АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

Аналитическая записка

о порядке проведения  конкурсов по архитектуре и градостроительству в  Российской Федерации.

 

История вопроса.

 По общему признанию специалистов всего мира конкурсы в архитектуре и градостроительстве являются самым эффективным способом выбора лучших архитектурных и градостроительных решений, в связи, с чем в Советском Союзе система проведения архитектурно-градостроительных конкурсов была очень развита. Конкурсы проводились  на  уникальные общественно значимые здания, на крупные градостроительные ансамбли и комплексы, на типовые проекты разнообразных жилых и общественных зданий, памятники, монументы, элементы городского дизайна.

Конкурсы организовывались  крупными городами, Союзными республиками, Всесоюзными органами и организациями. Только всесоюзных конкурсов ежегодно проводилось несколько десятков. Результаты конкурсов публиковались в центральных органах печати, выставлялись в крупных общественных зданиях и в витринах на главных улицах городов, привлекая огромное внимание профессионалов и самой широких кругов общественности.

Правовой основой проведения конкурсов бы утвержденный Госсстроем СССР и Госгражданстроем  Порядок, согласованный с Союзом архитекторов  СССР. Все конкурсы проводились при обязательном участии Союза архитекторов и его организаций на местах.

Начиная с 1992 года, количество архитектурно-градостроительных конкурсов резко уменьшилось. Это связано не только с уменьшением государственного заказа на крупные общественно значимые здания, но и с желанием частных инвесторов увеличить прибыли, сократив расходы на проектирование вообще и на конкурсы в частности, за счет  ухудшения качества проектных решений даже при проектировании   крупных уникальных общественных зданий.

С  принятием в 2005 году Федерального Закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» проведение публичных архитектурно-градостроительных конкурсов практически прекратилось, так как они были заменены «торгами подряда, проводимыми в форме конкурса» в соответствии с этим законом. Творческое соревнование по поиску наиболее ярких, оригинальных и выразительных архитектурных решений было законодательно запрещено и  заменено на конкурентную борьбу за предложение наименьшей цены и сроков проектирования.

Редкие публичные конкурсы на  лучшие проектные решения финансировались из внебюджетных источников и проводились исключительно в форме закрытого конкурса.  

Мировой опыт.

Система публичных архитектурно-градостроительных конкурсов  в большинстве развитых стран продолжала за эти годы активно развиваться. В ряде стран законодательно определено, что все общественные здания должны проектироваться на основе конкурсного отбора. Например, в Германии в год проводится более 300  конкурсов на лучшие проектные решения с бюджетом около 20-ти миллионов евро. Подавляющее большинство таких конкурсов -  открытые конкурсы или конкурсы с предквалификацией, в которых принимают участие, либо все желающие, включая студенты архитектурных ВУЗов (если это конкурс идей), либо только зарегистрированные архитекторы.

 Конкурсы проводятся в соответствии с законодательными актами в порядке, установленном положениями, утвержденными национальными профессиональными организациями архитекторов (Палатами); в организации конкурсов обязательно участвуют местные организации архитекторов, что служит гарантией соблюдения законов и нормативных актов по конкурсам.

Международные конкурсы организуются в соответствии с «Руководством Международного союза архитекторов (МСА) по проведению конкурсов по архитектуре и градостроительству», утвержденному Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в качестве своего официального регламента. Программа и условия всех международных конкурсов, а также состав жюри должны получить одобрение  Международного союза архитекторов.

 «Соглашение Международного союза архитекторов (МСА) по рекомендуемым  стандартам профессионализма в архитектурной практике», рекомендует всем странам базировать  следующих принципах, изложенных в регламенте ЮНЕСКО/МСА:

-конкурсы должны быть четко разделены по типам на открытые конкурсы,  конкурсы с ограниченным участием и специальные конкурсы, классифицированы как конкурсы проектов и конкурсы идей;

-условия конкурса, а также состав жюри должны быть одобрены МСА и его национальной секцией;

-большинство членов жюри должно быть независимыми архитекторами с разумным соотношением архитекторов из разных стран.

-архитектору, получившему первую премию, должна быть поручена его реализация;

-все проекты представленные на конкурс должны быть выставлены публично не менее чем на две недели в заранее обусловленном месте.

Выводы и предложения

С принятием и вводом в действие Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положение с конкурсной системой проектирования может значительно улучшиться. Ряд  принципов, заложенных в этот закон, совпадают с принципами международных соглашений.  Несколько  принципов (и понятий аппарат) не полностью совпадают в российском законодательстве и в международных соглашениях, но это не носит характер принципиальной несовместимости и может быть объяснено и приведено в соответствие в подзаконных актах Российской Федерации. 

 Для возрождения конкурсной системы  в архитектурно-строительном проектировании на основе ФЗ№44 необходимо ответить на ряд вопросов. В частности, необходимо определить:

-в каких случаях конкурсы на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (в терминологии ФЗ 44) обязательны, в каких допустимы, а в каких не требуется?

- каково содержание  и  название стадии проектных или предпроектных работ, в которой отражается «внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация…», но которая не является «проектной документацией»?

-каковы правовые последствия получения первой премии в процессе последующей реализации проекта победителя?

Ответы на эти вопросы может  дать Федеральный закон «О внесении изменения и дополнения  в Федеральный закон от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации  и другие Федеральные законы», а также  Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке проведения конкурсов на создание произведений архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства для государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 2  статьи 2 ФЗ№44  такой нормативно-правовой акт вправе принимать Правительство РФ.   

Такой законопроект и проект Постановления правительства в пакете подготовлен Союзом архитекторов России.

 

 

Президент Союза архитекторов России                           А.В.Боков

 

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Летняя школа
27/07/2017 – 7/08/2017
Кимры и Енисейск
Фестиваль
22/07/2017 – 7/08/2017
Москва, Дом творчества Суханово
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта