Мария Романова

Куратор фестиваля BIF, архитектор

«Хороший интерьер — это содержание, честно, искренне и эмоционально рассказанная история; это сценарий пространства, умение создать композицию. Причем эта композиция должна быть не статичная, в которой от перемены мест слагаемых сумма «меняется», как это иногда бывает с декораторскими приемами, когда все выверено, статично, симметрично, картинно и фотографично для публикации».

19-22 ноября в Центральном Доме архитектора пройдет второй Всероссийский архитектурный фестиваль BIF — Best Interior Festival. О том, как это будет, почему фестиваль пройдет в новом формате и чего от него ждать, Design Mate узнали у его куратора, архитектора Марии Романовой.

В этом году фестиваль BIF — продолжение конкурса СА на лучший интерьер — пройдет в Центральном доме архитектора. Для вас, как куратора фестиваля, что значит это место?
Именно место проведения фестиваля стало определяющим фактором, почему я приняла приглашение стать куратором. С одной стороны, для многих архитекторов дом на Гранатном связан с той или иной частью жизни. У многих есть свои истории, связанные с этим местом, и я не исключение. С другой стороны, устроить фестиваль в таком месте — это интересная, но, безусловно, трудная задача. Помимо нового правого крыла у ЦДА есть центральная и левая части — исторические. В течение четырех дней все эти пространства должны будут жить активной жизнью: их нужно связать логически и визуально. Каждый этаж должен обрести свой смысл, но, вместе с тем, все этажи должны представлять собой единое целое. Мне хочется принести в эти пространства и современность, и искусство, оживить их сценарно.

В чем будет принципиальное отличие фестиваля этого года от предыдущего?
Прошлогодний фестиваль проходил на Трехгорке, а там — иная энергетика и иная история. То пространство допускало возведение стендов — архитекторы могли использовать для этого привычные материалы и технологии. В случае освоения выставочных зон в Доме архитектора все это невозможно — это не павильон под застройку. Как следствие, выставочная концепция будет необычной.

Архитекторы-участники будут осваивать тематические выставочные пространства с помощью зонирования и других средств из арсенала архитектора. Это сценарий пространства, композиция, работа со светом, масштабом, архитектурными объемами, игра фактур и цветовых сочетаний. Но все концепции начнутся со сценария на заданную тему. Создание атмосфер — вот какое творческое задание получили наши авторы, и, на самом деле, это и есть процесс создания авторского интерьера. Зрители станут активными участниками, сопереживающими эти атмосферы, эмоции и состояния.

Синяя гостиная, Центральный дом архитектора

Синяя гостиная, Центральный Дом архитектора


Тема BIF в этом году «Преодоление» — что она означает в контексте фестиваля?

Философский термин «преодоление» — это посыл, вызов, который передали нам кураторы прошлогоднего фестиваля BIF 2018, архбюро «Слон», Александр Салов и Татьяна Осецкая. Тему этого фестиваля определил год театра в России. Я назвала наш выставочный проект «Актуальный театр интерьера». Как недавно в моей программе «Зачем ты это сделал?» очень верно сказал Андрей Чернихов: «Самое интересное сейчас происходит на сцене современного театра. Архитектура и пространства теряют драматичность. Всех архитекторов нужно принудительно вести в театр».
Как мы соединили наш проект и понятие «преодоление»? Архитекторы и зрители будут преодолевать стереотипы мышления, преодолевать границы восприятия, в том числе, и в восприятии привычного выставочного стенда. У нас это «авторские зоны». Преодоление физических и эмоциональных границ, личного эго, состояний и стандартных приемов — все это и есть ответ выставочного проекта и одновременно вызов профессионалов на диалог. 

Инсталляция BIF-2019

«Наша инсталляция — это театр одной стены. Она вдохновлена темой любви, предложенной Марией Романовой, и приурочена к году Театра в России. Танец динамической стены приоткрывает, как театральный занавес, то, что скрыто в палитре эмоций любви. Подобно ожившей от любви Пигмалиона Галатее, архитектура переходит из статики в динамику. Чувственный порыв перенимает рука художника, стена становится холстом стрит-арта, она перестает существовать и начинает жить…». Авторы инсталляции — архитекторы Григорий и Мария Малицкие (ARCHITIME design group). Автором рисунка на стене станет известный московский стрит-арт художник Алексей Кио.


Как экспозиция фестиваля будет взаимодействовать с пространством Дома архитектора?

Все, о чем я говорила выше, частично отвечает на этот вопрос. Более конкретно про зонирование можно ответить так. В левой исторической части (неоготика, особняк Лемана) поселится Art BIF — современное и классическое искусство, предметный и авторский дизайн и иные арт-объекты. Частично они будут входить в зоны авторов-архитекторов. Центральная часть ЦДА — большое фойе, ресторан «Архитектор», Большой концертный зал, а также малая и большая Белые гостиные станут площадкой для выставочного проекта «Актуальный театр интерьера». 14 архитекторов и один большой коллектив школы-студии «Детали» концептуально освоят пространства на несколько заданных тем. Это, например, «Путешествие и азартный диалог мужчины и женщины» (под путешествием мы понимаем и путешествие длинною в жизнь), а также тема большого зала, которую мы определили как преодоление личного эго и одновременно защиту личных границ, состояния от любви до ненависти и наоборот.

Театральность и драматизм темы находятся в диалоге с театральностью зала. Тема зала-ресторана — дом как внутренний мир, дом как защита, как место, где тебе хорошо. Также это дань уважения данному месту.
Как видите, так или иначе мы находимся в диалоге с духом места, с кодами и привычным назначением помещений. Мы приходим туда со своими сценариями, уважая историю. В новой части будут проходить конкурсы, семинары — вся обширная деловая программа фестиваля.

Большой зал, Центральный дом архитектора

Большой зал, Центральный Дом архитектора


Расскажите о своих ожиданиях от фестиваля.

Мне будет интересно, как в акцентных видовых точках заживут современный предметный дизайн, винтаж, иконы предметного дизайна. Участниками фестиваля стали и Vitra, и молодые российские предметные дизайнеры. В фойе нового здания мы ожидаем интересную инсталляцию победителя конкурса «Преодоление», конкурс был объявлен кураторами BIF 2018.

Большая белая гостиная также преобразится до неузнаваемости. Смелый проект готовит один из наших архитекторов-участников. И, если все пойдет, как запланировано, это будет подлинно драматический концепт на тему развития интерьерных стилей. Также я постараюсь сделать все от меня зависящее, чтобы в одном из залов появилась экспозиция на тему «Диалоги стилей и предметов». Как она точно будет называться, еще не знаю. Мы еще в процессе и в работе: также преодолеваем и барьеры, и себя.


Белая гостиная, Центральный дом архитектора

Белая гостиная, Центральный Дом архитектора


Из чего получается хороший интерьер?

Хороший интерьер — это содержание, честно, искренне и эмоционально рассказанная история; это сценарий пространства, умение создать композицию. Причем эта композиция должна быть не статичная, в которой от перемены мест слагаемых сумма «меняется», как это иногда бывает с декораторскими приемами, когда все выверено, статично, симметрично, картинно и фотографично для публикации. Архитекторы работают с живым пространством. Оно меняется и растет вместе с человеком, для которого создано. Оно отвечает его состоянию, и от перемены мест слагаемых сумма меняться не должна. Жду всех профессионалов, любителей и сочувствующих на фестивале BIF 2019 — Best Interiors Festival.


Оригинал интервью