Алексей Комов

член правления Союза архитекторов России

«Ключевые проблемы визуального облика крымских городов – невнимание к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальшфасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки и беспощадный пресловутый самострой».

Любовь к Крыму – это моя генетика. Когда меня как «понаехавшего» спрашивают, давно ли я здесь, отвечаю: как минимум с середины девятнадцатого века. Да, я родился в Москве, в художественной семье, но по отцовской линии мои прадеды из Симферопольского уезда и Евпатории. А дед, командир подразделения строительной разведки Константин Ильич Комов освобождал Крым и Севастополь, а дойдя до Кёнигсберга, был возвращен ещё в 1944-м на полуостров восстанавливать объекты ЮБК, как важнейший руководящий кадр строительной сферы. Потом он работал в Москве, в Госстрое до самой кончины. Для меня Крым – мой, я вернулся к корням.

Воссоединение Крыма дало мне уникальную возможность на практике использовать свой опыт и знания крымской истории и традиции созидания в качестве главного архитектора, а чуть позже – советника главы Евпатории. За короткий срок, помимо прочего, был разработан и воплощён «единый стиль благоустройства», архетипы малых форм городского жизненного пространства: от пляжей и курортных зон до Старого города и жилых массивов. Сегодня этот опыт уже стал объектом изучения и применения по всей России как методика «архитектуры прямого действия». Тактика «упаковки» малого бизнеса, планомерной прошивки единым стилем городской среды, учитывая уникальность ландшафта и социума, призваны сделать наши города не только удобными, но и самодостаточными. Культурная память и ценность смыслов исторической среды как ресурс нуждаются в экономических эффектах. Ключевые проблемы визуального облика крымских городов – невнимание к архитектуре, хаос вывесок на ограниченной площади, фальшфасады на исторических зданиях, глухие витрины, самостоятельные надстройки и беспощадный пресловутый самострой.

От Севастополя до Керчи полуостров нуждается в бережном, но решительном возрождении, основанном на корневом знании себя и умении работать с Крымом от мегамасштабов до среды на уровне глаз рядового человека. Возможно это только в глобальном ренессансе крымской архитектурной проектной школы, где локомотивами становятся профильные факультеты университетов Симферополя и города федерального значения Севастополя. Системное изучение культурных кодов и экосистем полуострова с помощью новейших технологий и закрепление регламентов как гарантий их сохранения – это приоритеты генезиса современной крымской архитектуры, на мой взгляд. И единственный путь развития, а не планомерного угасания под напором стройкомплекса, когда архитекторы вынуждены выживать, идя наперекор профессиональной этике и здравому смыслу.

Именно сопричастность и ответственность нового просвещённого поколения профессионалов способны и защитить, и созидать пространства городов полуострова. Как когда-то мои деды отстаивали и возрождали мой Крым, чей авторитет – незыблемый ориентир для меня сегодня и всегда.



Источник: «Крымская газета»