Наида Исматулаева

главный архитектор города Азова

«В России давно стоит поднять вопрос о необходимости создания закона об архитектурном кодексе, где нужно прописать, какими архитектурными принципами должны руководствоваться проектировщики, создавая и предлагая к размещению тот или иной объект. Вопрос выдачи разрешений на строительство тех или иных объектов и распределения полномочий в данном вопросе необходимо закрепить законодательно».

Деятельность главных архитекторов сегодня в России четко не регламентирована, многие аспекты их профессиональной деятельности остаются вне правового регулирования. И это сказывается не только на тех, кто эти должности занимает, но и на развитии архитектурной и строительной отраслей в целом. Наида Исматулаева, главный архитектор города Азова рассказала журналу «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура» будет ли в ближайшее время усовершенствован закон «Об архитектуре», как усилить роль главных архитекторов и что нужно предпринять для разумного распределения ответственности по выдаче разрешений на строительство и по контролю возводимых объектов.

Действующий закон «Об архитектурной деятельности» прописывает права и обязанности проектировщиков и архитекторов, которые работают в команде или бюро. Также говорится об обязательном лицензировании этих архитекторов и даже муниципальных служащих, чтобы они соответствовали установленным критериям и требованиям. Но при этом в законе не говорится о том, как архитектор мог бы проявлять себя в отношении контроля за целостной архитектурой города. Полномочий у главных архитекторов нет. И здесь речь не идет о выдаче разрешений на строительство, она о выдаче разрешений на объекты, соответствующие духу места, идентичности города и так далее. В России давно стоит поднять вопрос о необходимости создания закона об архитектурном кодексе, где нужно прописать, какими архитектурными принципами должны руководствоваться проектировщики, создавая и предлагая к размещению тот или иной объект. Кроме того, вопрос выдачи разрешений на строительство тех или иных объектов и распределения полномочий в данном вопросе необходимо закрепить законодательно... И решение подсказывает сам законодатель. 

В этом году ужесточены требования к объектам, попадающим под внимание Госстройнадзора, и перечень этих объектов расширен. Мы пришли к понимаю того, что роль главного архитектора не в надзоре за точечными застройками и конкретными объектами. Архитектор выдает разрешение на строительство застройщику, чтобы посеять совместное благо для людей, которые хотят собственное жилье. Но делается это далеко не с целью создания прецедентов с обманутыми дольщиками. В этом ключе у главных архитекторов не может быть двойных функций: они не могут сначала выдать разрешение, а потом сами себя проконтролировать, выйти на стройку и отследить, правильно ли возводятся объекты. Разрешение архитектор выдает, в теории полагая, что объект должен соответствовать требованиям и нормативам. А на практике эти объекты должны курироваться другими надзорными органами. Не важно, о каких объектах мы говорим, — промышленных или гражданских. 

Решение одно — расширить задачи Госстройнадзора, значительно увеличить количество специалистов внутри этой структуры. Полномочия нужно разделить: архитекторы должны спокойно работать, руководствуясь нормативами градостроительного проектирования, правилами землепользования и застройки, генпланом территории. А надзор — за отдельной службой.