новости

Москва

4 Октября 2019

3 октября в Союзе архитекторов России состоялась встреча потенциальных кураторов «Зодчества`20». 7 участников из 30 заявленных смогли дойти до финального отбора и представить свои задумки и проекты экспозиции следующего года перед авторитетным жюри.

DSC_0486.jpg

В состав комиссии вошли: Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России, Елена Жильникова, директор фестивального отдела СА России, Никита Асадов, руководитель отдела развития бюро Asadov, Ольга Дробицкая, директор фестиваля «Зодчество», и другие представители профессионального сообщества.

Николай Шумаков, президент Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, возглавил жюри и предоставил вступительное слово Никите Асадову, одному из кураторов «Зодчества» 2015 года. Архитектор подготовил присутствовавших кандидатов к тому, что их ждет в случае победы в конкурсе, и поделился личным опытом: «Работа началась с обсуждения проекта, потом обсуждения переросли в конкретизацию темы, а затем мы составили манифест. И когда дело дошло до выставочной застройки, мы с Андреем (Андрей Асадов — второй куратор «Зодчества`15» — прим.ред.) стали кураторами. Самое интересное началось дальше — изменение плана застройки, он менялся порядка тридцати-сорока раз, — рассказал Никита Асадов. — Вторым этапом было приглашение кураторов к реализациям спецпроектов, на фестивале в 2015 году их было около пятнадцати. Затем нужно было начинать PR-кампанию, продвигать фестиваль. В общем, у нас на неделе было семь рабочих дней — и все из них были заняты подготовкой «Зодчества». Все зависит от того, какую планку перед собой ставить».

DSC_0432.jpg

Мария Романова, куратор выставочной программы фестиваля Best Interior Festival, перед началом презентаций участников дала совет архитекторам, собравшимся в зале здания Союза, не злоупотреблять сложными понятиями в названиях концепций, объяснив это тем, что на выходе подобные термины становятся непонятными для широкой аудитории и девелоперов: «Понятность — это очень важно, потому что в конечном итоге фестиваль «Зодчество» создается для людей».

Первым свое видение «Зодчества» следующего года продемонстрировал Сергей Крючков, главный архитектор бюро «ПланАР» и преподаватель школы дизайна РАНХиГС. Тема экспозиции и деловой части в соответствии с задумкой прозвучала как «Баланс».

«Я вижу следующий фестиваль «Зодчество» как широкое междисциплинарное мероприятие, на котором в обязательном порядке должны быть представлены все: архитекторы, заказчики, девелоперы, государство, городские сообщества (потребители) и подрядчики, чьими руками мы реализуем свои проекты. Фестиваль в 2020 году должен стать площадкой для дискуссии, на которой архитектурное сообщество заявит ряд манифестов и продекларирует свою позицию и выстроит диалог, как с заказчиками, так и с потребителями нашего продукта. В этом и заключается актуальность темы фестиваля на мой взгляд», — сказал Сергей Крючков во время презентации своего видения фестиваля. Также архитектор предложил провести конкурс манифестов. Застройку «Манежа», на просторах которого в следующем году планируется организация «Зодчества», Сергей предложил разделить на камерные пространства-форумы, которые будут отданы под кураторские спецпроекты. 

2019-10-04_17-29-00.png DSC_0440.jpg

Видение концепции «Зодчества`20» креативной группы design unit4 представил её руководитель — архитектор Данияр Юсупов. Заявленная тема концепции фестиваля — «Гетеротопии со-временности». Выбор названия архитектор обусловил тем, что в деятельности архитектора была утеряна направляющая линия, а лозунг фестиваля означает, как мы «делаем, знаем и считываем настоящее». Концепция призвана объединить три типа личностей, с разным отношением к своей деятельности: «Одни проекты устремлены в технологическое будущее, другие, наоборот, стремятся разобраться с настоящим, третьи же говорят о том, что нам нельзя терять связь с прошлым и пытаются всяческим образом ее наладить. При этом богатство деятельности заставляет задуматься над рядом вопросов, которые устремится обсудить и решить фестиваль. Такая тематическая сборка позволит разместить в «Манеже» три зоны, представляющие будущее, настоящее и прошлое». 

2019-10-04_17-58-40.png DSC_0462.jpg

Дмитрий Михейкин, архитектор и ученый секретарь Научного совета РААСН, в свою очередь предложил объявить темой фестиваля в следующем году «Красоту сегодня», исходя из знаменитой «триады Ветрувия», которая предполагает три необходимых качества архитектуры: польза, прочность и красота. «Сегодня архитектура предлагает нам все более новые принципы: «рациональность», «экологичность», «эффективность», «опциональность», что можно объединить понятием «качественная архитектура». Однако, с красотой возникают определенные трудности. <…> Красота попала на периферию внимания профессионального поля. В рамках выставочного пространства мне бы хотелось избежать четкой сегментации кураторских проектов и выставочной части».

DSC_0471.jpg 2019-10-04_19-04-27.png

Основной темой фестиваля Юрий Тимофеев, архитектор творческого производственного объединения «Прайд», избрал «Когерентность», которая, по словам архитектора, «создает новые уровни и каналы взаимодействия смежных сфер, где материальные и виртуальные пространства образует город будущего». Также архитектор выделил важность продемонстрировать взаимодействие основной экспозиции и здания, на территории которого развернется «Зодчество». По мнению автора, концепция фестиваля должна интегрироваться в систему Манежа и подчеркнуть историческое значение постройки, для чего планируется выделить пространство под экспозицию, посвященную этому.

DSC_0487.jpg 2019-10-04_19-09-31.png

Главный редактор издательства Tatlin Эдуард Кубенский в качестве лейтмотива «Зодчества`20» предложил тему «Вечность», и планирует интерпретировать её в рамках выставочного пространства, разделив его на «возрастные» зоны: детство, студенчество, молодость, зрелость, старость и прочие. «Архитектура на протяжении всей свой истории апеллировала понятием «вечность», начиная от египетских пирамид, заканчивая современными «нестареющими» строительными материалами. У человечества и вселенной меняются цели конкретного момента, но всегда остается одна — вечность», — объясняет выборку темы Эдуард Кубенский в своем манифесте. 

2019-10-04_19-50-16.png DSC_0509.jpg

«Общее частное» — так озаглавил концепцию фестиваля архитектор Александр Тимохов. В манифесте он акцентирует внимание на том, как градостроительные концепции реализуются и существуют в условиях окружающей среды, как они на неё влияют (положительно и негативно), и как минимизировать вред, который мы можем нанести миру вокруг.

2019-10-04_20-16-26.png DSC_0518.jpg

В качестве основной линии программы «Зодчества» Надежда Самойлова выбрала «Грани и границы», как описание структуры города, страны, тех рамок, в которых работает архитектор. Экспозиционная часть в соответствии с концепцией устремлена к обозначению градостроительных пределов. «Мы существуем в современном мире, где нам необходимо найти компромисс между властью, новыми запросами бизнеса, потребностями общества». Под крышей Московского Манежа развернётся целый город, а в самом начале пути, при входе на выставку, предполагается разместить навигацию в виде ТПУ (транспортно-пересадочных узлов), что только подчеркнёт атмосферность заданной идеи и создаст впечатление перемещения из одной части мини-города в другое — от выставки к выставке.

DSC_0534.jpg 2019-10-04_20-40-47.png

Решение жюри о том, кто станет победителем конкурса кураторов, будет объявлено на церемонии награждения фестиваля XXVII Международного архитектурного фестиваля «Зодчество» 19 октября. Предложивший лучшую концепцию получит возможность вписать своё имя в историю крупнейшего российского архитектурного события и будет награжден премией в размере 100 000 рублей.

Узнайте результаты и приходите на фестиваль «Зодчество» с 17 по 19 октября в Гостиный двор (Ильнка, 4).

Подробнее о фестивале и конкурсах в его рамках можно узнать на официальном сайте мероприятия: http://www.zodchestvo.com/