новости

Санкт-Петербург

15 Января 2020

Санкт-Петербургский Союз архитекторов просит сделать конкурс по застройке Охтинского мыса публичным. С таким заявлением выступил президент местного отделения СА России Олег Романов. Он отметил, что «сейчас все происходит в келейном варианте» и «что Союз будет пытаться повлиять на эту ситуацию».
Член Градсовета архитектор Сергей Орешкин соглашается: процедура должна быть публичной, похожей на ту, что инициирована по Тучкову буяну. Ведь в градостроительном отношении этот участок не менее значим.

Напомним, компания «Газпром нефть» проводит закрытый конкурс на разработку концепции здания, которое будет построено на Охтинском мысу. Несмотря на то, что этот участок уже давно принадлежит структурам «Газпрома», архитекторы и градозащитники считают, что закрытость конкурса может привести к новым скандалам.

755790026515890.jpg

«Мы подтверждаем информацию о том, что компания проводит закрытый архитектурный конкурс. К участию в конкурсе приглашены профессиональные российские и зарубежные архитектурные бюро. Перечень участников этапов отбора, а также имена победителей будут названы после определения победителя», — сообщили в пресс-службе АО «Газпромнефть Восточно-Европейские проекты». При этом на вопрос, почему конкурс носит закрытый характер, они не ответили. Детали технического задания конкурса в «Газпром нефти» не раскрывают, однако подчеркивают: «Параметры концепции соответствуют градостроительным и нормативным требованиям». Скорее всего на Охтинском мысе будет построен новый центральный офис «Газпром нефти». 

За открытый конкурс выступает не только Союз архитекторов, но и Санкт-Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в лице его зампредседателя Александра Кононова: «Это общегородская территория и петербуржцам совсем не безразлично, что появится напротив Смольного на противоположном берегу Невы. Это большая территория с серьёзными археологическими памятниками — слишком высокая ответственность, чтобы кулуарно решать ее судьбу». По его словам, президиум Санкт-Петербургского отделения ВООПиК планирует 17 января обсудить эту ситуацию.

В данный момент свободная от памятников археологии часть Охтинского мыса находится в зоне регулирования застройки ОЗРЗ–2 (11). Ее режим требует «преобладания горизонтальных линий в силуэте застройки». Для территории установлена высота фоновой застройки 28 м с возможностью превышения до 33 м. Более того на территории Охтинского мыса есть несколько участков, с ноября 2019 года имеющих статус памятника, строительство на которых запрещено. В этих местах были обнаружен остатки новгородских укреплений и шведской крепости Ниеншанц.

Александр Кононов считает, что археологическая и видовая ценность этого участка может «с высокой вероятностью вызвать конфликт» между горожанами и собственником территории. «Конфликт может вызвать закрытость самого конкурса, если будет не понятно, кто участвует в конкурсе, какое будет техзадание. Будет обеспокоенность, что нарушается археологическая составляющая этого места, которая очень богатая и очень ценная — там и крепость Ниеншанц в двух периодах строительства, и крепость Ландскрона XIII—XIV вв., и древнерусское поселение, и неолитический культурный слой. Учитывая, что часть территории имеет статус памятника, градозащитниками могут быть оспорены какие-то из документов экспертизы охранного обязательства, если будет понимание, что они не удовлетворяют требованием сохранениям археологических памятников», — говорит Александр Кононов.

Ранее архитекторы предлагали различные концепции развития Охтинского мыса. В частности, активно обсуждался проект строительства на этом участке музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда», подготовленный «Студией 44». Однако этот проект был заморожен из-за отсутствия финансирования.


Свой проект застройки Охтинского мыса в начале прошлого года представила архитектурная мастерская «Студио АММ». Руководитель мастерской, бывший главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев (скончался в октябре 2019 года) предложил построить здесь музейно-выставочный комплекс, который бы воссоздал лучи крепости Ниеншанц.