Золотой знак Международного фестиваля "Зодчество-2018" в номинации "Объект социального и культурного значения"

Исполнитель
АО "Метрогипротранс"
Архитекторы
Шумаков Н.И.Орлов А.Ю.Волович В.С.Хохлов Д.Ю.Рзянин Д.С.Маркевич К.Г.Юмагулов И.Г.Фарстова О.Ю.

Год начала и окончания проектных работ: 2011-2017

Год начала и окончания строительства: 2012-2018

Наименование проектировщика - АО «МЕТРОГИПРОТРАНС»


Персональный состав авторского коллектива

Архитекторы: Шумаков Н.И. ,Орлов А.Ю., Волович В.С., Хохлов Д.Ю., Рзянин Д.С., Маркевич К.Г., Юмагулов И.Г., Фарстова О.Ю.

Художники:

ст. «Петровский парк» - Бубнов В.А., Бубнова Е.В.;

ст. «ЦСКА» - Бубнова Е.В., Щеглов Е.Е.,

Скульптор: Переяславец М.В.;

ст. «Хорошевская» - Медведев Н.В., Медведев В.Н.;

ст. «Шелепиха»- Грачев В.М.; Медведев В.Н., Щеголов Е.Е.;

Конструкторы:

ст. «Петровский парк» - Кокошко Д.С.;

ст. «ЦСКА» - Ткач Е.С.;

ст. «Хорошевская» - Башинская Ю.В.;

ст. «Шелепиха» - Тимофеев Ю.В.;

ГИП: Касаткин П.И., Сурканов В.В.

Наименование заказчика - АО «Мосинжпроект»;

Наименование генерального подрядчика - АО «Объединение «Ингеоком»»;

Петровский парк реализация (3).jpg


АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧАСТКА ЛИНИИ

Архитектурная концепция участка линии - это единая концепция линии, состоящей из нескольких станционных комплексов, выполненных в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим пять частей композиции в единое целое. Предложен новый подход в решении архитектуры московского метро – не одна, отдельно взятая станция, а линия становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена. С помощью естественного камня и других архитектурных элементов различного цвета каждая станция приобретает свою узнаваемость и индивидуальность, при этом сохраняется традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении.

Хорошевская реализация (2).jpg

 

ОСНОВНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ КАЖДОГО СТАНЦИОННОГО ОБЪЕМА:

– на станции глубокого заложения («Савловская» (Нижняя Масловка» введена в эксплуатацию 30.12.2018г.)) выявить ажурную тюбинговую несущую конструкцию платформенной части станции;

– с помощью применяемых материалов провести четкое зонирование поездного и пассажирского пространства. На перспективу предусмотрена возможность установок светопрозрачных перегородок по краям платформ;

– с помощью естественного камня различного цвета придать каждой станции узнаваемость и индивидуальность. (Цветовое решение пересадочных станций соответствует цвету линии, на которую осуществляется пересадка). При этом сохранить традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении.

Динамичные формы деталей облицовки выявляют характер транспортного сооружения, придают ощущение легкости и воздушности.

Объемы вестибюлей минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией и схемой основных сооружений метрополитена. Архитектура вестибюлей является неотъемлемой частью архитектурной композиции станций. Колористическое решение интерьеров пассажирских зон станционных комплексов запроектированы в едином ключе.

В отделке применяются те же материалы, что и на платформенной части.

Сочетание традиций и новаций придают станциям новый, яркий и запоминающийся архитектурный образ. Архитектура станций подчинена главному формообразующему элементу в организации объемно-пространственных композиций подземного сооружения – свету, выявляющему пластику архитектурных деталей, объединяющему композиции в единое целое и придающему легкость и воздушность подземным конструкциям.

ЦСКА реализация (4).jpg

 

ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ

На станционных комплексах размещены декоративно-художественные композиции.

На станциях «Петровский парк», Хорошевская», «Шелепиха» декоративно-художественные композиции размещены в вестибюлях на подвесных потолках над эскалаторными наклонными ходами и торцевых стенах эскалаторных спусков.

«Петровский парк» - композиции выполнены на тему Петровского парка и парковой архитектуры;

Петровский парк.jpg

«ЦСКА» - декоративно-художественные композиции располагаются на потолочных алюминиевых панелях платформенной части и на стеклянных облицовках лифтовых шахт атриумов вестибюля №1 и №2. Композиции представляют собой непрерывные живописные полотна. Все декоративно-художественные композиции выполняются методом компьютерной цветной печати. На платформе станции «ЦСКА» размещены 4 скульптурные композиции, исполненные студией военных художников им. М.Б. Грекова. Композиции посвящены баскетболу, хоккею, футболу, лыжному спорту.

ЦСКА реализация (7).jpg

«Хорошевская» - композиции выполнены на тему русского авангарда.

Вестибюль №1 посвящен супрематизму, его основателю К.С. Малевичу и лучшим представителям А.М. Родченко, Л.С. Поповой, А.А. Экстер и т.д.

Вестибюль №2 посвящен конструктивизму – В.А. и А.А. Весниным, М.Я. Гинзбургу, И.А. Голосову, И.И. Леонидову, Н.А. Ладовскому, К.С. Мельникову и т. д.

Хорошевская (14).jpg

«Шелепиха» - солнечная жизнеутверждающая композиция на тему городской жизни выполнена по эскизам выдающегося художника Грачева В.М., работавшего для Московского метрополитена в 90-е годы 20-го века.

Шелепиха (6).jpg

«Савеловская» («Нижняя Масловка») - композиции охватывают входные группы витражей вестибюлей и потолочное пространство эскалаторных наклонов.

Вестибюль №1. Идея – визуально объединить пространство вестибюля и перехода художественными методами. Стена полупрозрачная, растворяющаяся в людском потоке. Непрозрачные, статичные силуэты людей с конструктивным пейзажем на прозрачном розовом фоне сливаются с динамичным пассажирским потоком, образуя единую композицию.

Вестибюль №2. Идея – «стереть» границу между аркой и потолком над эскалаторной зоной. Геометрическая композиция на основе принципов оптического искусства зрительно дает ощущение полета и высоты.

Архитектура наземных сооружений, как и архитектура вестибюлей - это неотъемлемая часть единой архитектурной композиций станционных комплексов. Павильоны над лестничными входами в метро, лифтовые павильоны для инвалидов и маломобильных групп пассажиров, вентиляционные киоски комплексов – это знаковые элементы архитектуры транспортного сооружения – метрополитена. Они гармонично вписаны в градостроительную ситуацию с учетом перспективного развития застройки и сетей наземного транспорта.

Конструктивные и объемно-планировочные решения

 

ПЕТРОВСКИЙ ПАРК

Станционный комплекс «Петровский парк» – расположен вдоль Театральной аллеи, вблизи реконструируемого стадиона Динамо и территории ПК («Петровский парк»), с двумя подземными вестибюлями:

Станционный комплекс «Петровский парк» мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 26м-22м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы пассажирские пешеходные мостики, связывающие оба вестибюля в уровне пересадки на станцию «Динамо». В центре платформы размещены лестничные марши, ведущие с платформы на пересадочные мостики. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.

Технико–экономические показатели:

 Наименование показателя      Ед.

измерен.
 Величина показателей  
 Общая площадь станции      м2      18 568
 Строительный объем станции      м3      146 515
 Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик»     тыс.чел./в час       24,0

Петровский парк (11).jpg
Петровский парк (10).jpg
Петровский парк реализация (11) (1).jpg

«ЦСКА»

Станционный комплекс «ЦСКА» размещается на территории парка «Ходынское поле», между Ходынским бульваром и взлетно-посадочной полосой с двумя подземными вестибюлями и наземными павильонами над ними:

Станционный комплекс «ЦСКА» мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.

Технико–экономические показатели:

 Наименование показателя      Ед.

измерен.
 Величина показателей  
 Общая площадь станции      м2         20 585
 Строительный объем станции      м3        145 100
 Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик»     тыс.чел./в час         12,0

ЦСКА реализация (5).jpg
ЦСКА реализация (11).jpg
ЦСКА реализация (13).jpg


«ХОРОШЕВСКАЯ»

Станционный комплекс «Хорошевская» запроектирован параллельно существующей станции «Полежаевская» ТКЛ, с южной ее стороны, с двумя подземными вестибюлями:

Станционный комплекс «Хорошевская» - мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.

Технико–экономические показатели:

 Наименование показателя      Ед.

измерен.
 Величина показателей  
 Общая площадь станции      м2         20 230
 Строительный объем станции      м3        137 420
 Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик»     тыс.чел./в час          27,8


Хорошевская (4).jpg
Хорошевская реализация (2).jpg
Хорошевская (14).jpg

 

«ШЕЛЕПИХА»

Станционный комплекс «Шелепиха» размещен вдоль Малого кольца МЖД в месте пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом.

Станционный комплекс «Шелепиха» - мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.

Технико–экономические показатели:

 Наименование показателя      Ед.

измерен.
 Величина показателей  
 Общая площадь станции      м2        18600
 Строительный объем станции      м3        127 740
 Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик»     тыс.чел./в час         13,0


Шелепиха реализация (7).jpg 
Шелепиха реализация (6).jpg


«САВЕЛОВСКАЯ» («Нижняя Масловка» введена в эксплуатацию 30.12.2018г.)

Станционный комплекс «Савеловская» запроектирован на площади Бутырской Заставы (площадь Савеловского вокзала), вдоль магистрали Третье транспортное кольцо, с двумя подземными вестибюлями:

Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 22м, длина посадочных платформ 163,0м.

Конструкция платформенной части станции – пилонная.

Конструкция среднего зала – свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м.

Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 3 м.

Технико–экономические показатели:

 Наименование показателя      Ед.

измерен.
 Величина показателей  
 Общая площадь станции      м2        20 310
 Строительный объем станции      м3       141 700
 Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик»     тыс.чел./в час         29,0

 

Решение функциональных задач объекта

Сооружение первого участка Большой Кольцевой линии (ТПК) «Деловой центр» - «Петровский парк» позволило:

-улучшить транспортное обслуживание населения и работающих районов Хорошевский, Хорошево-Мневники, Пресненский, Аэропорт, Тимирязевский и Савеловский за счет создания новой скоростной беспересадочной связи между районами, минуя центр города, сократить время поездки пассажиров по городу;

- обеспечить пересадку пассажиров на метрополитене, минуя перегруженные центральные станции и пересадочные узлы, что в свою очередь позволит:

- снизить загрузку станций и пересадочных узлов, перегонов центральных участков действующих линий метрополитена, расположенных в историческом центре города, улучшить условия посадки-высадки пассажиров на метрополитен;

- обеспечить наиболее привлекательные условия для пересадки пассажиров

с наземных видов транспорта на метрополитен, что будет способствовать разгрузке центра от наземных видов транспорта;

- снизить загрузку северо-западных участков действующих перегруженных линий метрополитена Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой

и Серпуховско-Тимирязевской; - улучшить транспортное обслуживание существующих, проектируемых и строящихся градостроительных комплексов, формируемых вдоль границы ЦАО и САО, включая комплекс ММДЦ «Москва-Сити», «Ходынское поле», комплекс стадиона «Динамо».

Перечень наиболее интересных современных строительных технологий и материалов, использованных на объекте:      

Большеразмерные алюминиевые панели с сотовым заполнением 1430мм х 8500мм с компьютерной графикой;

Большеразмерные алюминиевые панели с сотовым заполнением с интегрированным стеклом 1430мм х 4000мм;

Большеразмерные моллированные стеклопакеты со спайдерным креплением.

Несущие конструкции: Стальные конструкции. Монолитный железобетон.

Отделочные материалы и технологии для наружных и внутренних стен

Полированный гранит, мрамор. Стекло с алюминиевыми панелями с сотовым заполнением. Нержавеющая сталь. Структурное остекление.

Материалы покрытий для полов, лестниц и т.п.      

Полированный и термообработанный гранит. На наземных павильонах станции «ЦСКА»– эксплуатируемая зеленая кровля по технологии «Цинко-Рус» с ковровым покрытием различных видов вечнозеленых седумов.

Комплектующие для оконных и дверных проемов

Моллированные стеклопакеты, спайдерное остекление фасадов, детали из нержавеющей стали.

Отделка потолков

Реечный алюминиевый потолок в сочетании с алюминиевыми сотовыми панелями

с компьютерной графикой (вестибюли), платформы – алюминиевые сотовые панели, алюминиевый реечный потолок.

Внутренние инженерные системы : водоснабжение, канализация, отопление.    

Источником водоснабжения станций является сеть питьевого городского водопровода. Выполнена объединенная система хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода. Сброс стоков осуществляется в городскую канализационную сеть. Источником теплоснабжения станций метрополитена является городские тепловые сети. В качестве теплоносителя для вестибюлей принята горячая вода.

Энергообеспечение и современные слаботочные системы

Электроснабжение потребителей постоянных устройств пускового участка (тяга поездов, освещение, вентиляционные и насосные установки, устройства связи

и АТДП) предусмотрено от совмещенных тягово-понизительных подстанций, построенных в одном комплексе с построенным участком линии, на котором предусмотрена релейная централизация стрелок и светофоров МЦМ, предназначенная для обеспечения управление стрелками, светофорами, маршрутами с автоматизированного рабочего места (АРМ) поездного диспетчера.

Для обеспечения оперативного руководства и управления работой построенного участка линии предусматриваются линейные и станционные оперативно-технологические связи.

Системы вентиляции и климатическое оборудование  

Линия оборудована системой тоннельной вентиляции, поддерживающая нормируемые метеорологические условия в тоннелях и на станциях, и обеспечивающая санитарные нормы подачи наружного воздуха в расчете на одного пассажира, а также местной вентиляции лестничных маршей, кассовых залов, перегонных тоннелей и обеспечения режима дымоудаления. В помещениях службы сбора доходов, дежурного по станции, начальника станции, милиции, медицинского пункта, инструктора, отдыха локомотивных бригад, а также в производственных помещениях с избыточными тепловыделениями для обеспечения оптимальных условий в теплый период года предусмотрено использование автономных кондиционеров с раздельными блоками и мультизональных систем кондиционирования.

Системы безопасности

Для экстренных переговоров пассажиров и эксплуатационного персонала с Ситуационным центром метрополитена на станции предусматриваются колонны экстренного вызова КЭВ, устанавливаемые на платформе и в кассовых залах вестибюлей.

Предусматривается передача видеосигналов от телекамер на станции и колонн экстренного вызова в Ситуационный центр метрополитена.

Станционные устройства АСОП подключаются к действующему Центру обработки информации Метрополитена, расположенному в Инженерном корпусе. Станционные устройства АСОП включают в себя: рабочее место оператора АКП, рабочие места кассиров, информационные табло в вестибюле. В вестибюлях станций установлено необходимое оборудование транспортной безопасности для осуществления контроля.

Использование энергосберегающих технологий

Проектные решения выполнены с учетом использования передовых технологий, обеспечивающих энергоэффективность принятых проектных решений.

Петровский парк (6).jpg

ст. Деловой центр (2).jpg  ст. Деловой центр (4).jpg

ст. Деловой центр (11).jpg

ст. Деловой центр (13).jpg

Хорошевская (20).jpg

Шелепиха реализация (11).jpg  Петровский парк реализация (2).jpg