Дмитрий Наринский

профессор Международной академии архитектуры отделение в Москве (МААМ), вице-президент Союза архитекторов России, куратора спецпроекта на «Зодчество'19»

«Мне бы хотелось показать город через эмоциональное восприятие его жителя. Ведь горожане воспринимают окружающее пространство не через призму архитектуры, а через пространство в общем. Важно подчеркнуть, что городское пространство – это более сложная ткань, чем городская среда». <br>

17 октября на территории Гостиного двора состоится открытие «Зодчества 2019», в рамках которого будут представлены около 20 специальных и кураторских проектов. О своих работах – «Прозрачности города» и о выставке «Ю. П. Платонов - 90 лет» – нам рассказал куратор Дмитрий Наринский, вице-президент Союза архитекторов России.

interview_zodchestvo_narins_1.jpg
Фото: Юлиана Наумкина

Дмитрий Наринский: Создание спецпроекта – это моя идея. Во-первых, я отреагировал на общую тему фестиваля этого года – «Прозрачность». Мне хотелось рассмотреть лейтмотив «Зодчества» через призму восприятия города. Второй отправной точкой для создания спецпроекта стали труды Александра Аркадьевича Высоковского о городе и о городской среде, некоторые из которых созвучны теме фестиваля. В процессе переосмысления манифеста кураторов и некоторых тезисов из работ Высоковского появился наш проект.

Как будет выглядеть спецпроект? Можно ли будет с ним как-то взаимодействовать?

Д.Н.: Проект не предусматривает интерактив. Он будет представлен в форме видеоинсталляции, которая будет проецироваться на большой экран и продемонстрирует фото- и видеоматериалы, отражающие идею прозрачности через восприятие разных фотохудожников. В буквальном понимании, например, с помощью стекла. Целый сюжет будет посвящен как прозрачности границ города, так и динамике восприятия города – разнице между тем, каким мы видим его сейчас, и тем, каким он нам запомнился.

Какой посыл вы видите в концепции проекта? На какую реакцию вы рассчитываете?

Д.Н.: Мне бы хотелось показать город через эмоциональное восприятие его жителя. Ведь горожане воспринимают окружающее пространство не через призму архитектуры, а через пространство в общем. Важно подчеркнуть, что городское пространство – это более сложная ткань, чем городская среда. Ибо оно включает в себя и социальные взаимоотношения, и транспорт, как динамичный элемент города.

Урбанист создаёт пространственную среду города, которой пользуется бесконечное количество людей – причем не только ныне живущих, но и их потомков. Поэтому так важно проанализировать, каким видят результат труда архитектора горожане. Я хотел показать, что эмоциональное восприятие города не менее важно, чем рациональное. И сделать ту черту, которой разграничен житель и архитектор, более прозрачной.      

Поговорим о другом вашем проекте – юбилейной выставке, посвященной творчеству Ю. П. Павлова. Как она перекликается с главной темой «Зодчества'19»?

Д.Н.: У Платонова есть одна потрясающая работа – называется «Дом-Окно», она будет представлена на экспозиции. Окно – один из символов прозрачности, и сам проект – это некая архитектурная метафора. Мне кажется, он олицетворяет все творчество Юрия Павловича. В этом смысле выставка вполне созвучна теме фестиваля этого года. Привязывая юбилейную выставку к общей концепции, я стремился продемонстрировать и другие проекты великого архитектора. Причем в этом году на «Зодчестве» в состав экспозиции войдут работы Платонова, которые не экспонировались ранее. Поэтому это можно назвать историческим событием.

Источник: Architime.ru