Алексей Комов

главный архитектор Калуги, член президиума СА России

«Архитектура является самым зримым и объёмным отражением истории цивилизации».

23 марта в Калуге открывается фестиваль молодых архитекторов «Перспектива». Наш корреспондент беседует с куратором фестиваля, главным архитектором Калуги, вице-президентом Союза московских архитекторов, членом президиума СА России Алексеем Комовым.


– Алексей, с момента последнего интервью для пилотного выпуска Журнала «СА» прошло совсем немного времени. Но поводов для очередной встречи уже накопилось немало. Ваше кураторство на прошедшем в 2021 году «Зодчестве» с темой «Истина» получило высокую оценку коллег. Теперь вам предстоит быть куратором юбилейного XXX Международного архитектурного фестиваля «Зодчество 2022». И энтузиазма не убавилось! Что дал этот опыт и почему так охотно вы продолжаете этим заниматься?

– Вы знаете, ответ на этот вопрос будет практически зеркальным отражением моих слов, когда год назад я объяснял, почему пошёл на конкурс кураторов предыдущего «Зодчества». Я ответил: кто, если не мы? И даже более конкретно: кто, если не я? В прежние годы я принимал участие в спецпроектах фестиваля, и это оказалось весьма ценным для выхода на новый рубеж – кураторство. Поэтому опыт, который появился в результате подготовки и проведения главного архитектурного события 2021 года, дал мне определённое понимание, как работает механизм такого масштабного профессионального мероприятия в комплексе. Мы справились, несмотря на многие сложности, которыми отличался прошедший год. Думаю, что предложение стать куратором фестиваля «Зодчество 2022» – это определённое доверие и оценка работы всей команды, и моего труда в том числе. Сейчас нам предстоит ещё более сложная задача, потому что юбилейное «Зодчество» отличается от всех остальных. Тема нынешнего фестиваля – «Отражение».

В Манифесте я постарался достаточно кратко и внятно объяснить, почему после «Истины» идёт «Отражение». Потому, что категория «отражение» – это ёмкое философское понятие. Отражение в человеческом измерении – это наше сознание, а сам по себе фестиваль «Зодчество» – это отражение архитектурного движения в нашей стране. Причём объективное. На протяжении тридцати лет фестиваль завершается вручением дипломов и наград в разных номинациях, ориентируясь на которые можно составить объективную картину развития новой российской архитектуры в динамике. Архитектура является самым зримым и объёмным отражением истории цивилизации, её наличия в принципе. И мы можем только догадываться о существовании цивилизаций, от которых не осталось никакой архитектуры. Чтобы заглянуть в будущее или хотя бы представить его очертания, нужно крепко стоять на ногах. Не секрет, что наше архитектурное сообщество сильно разъято. Единство, которое нужно, чтобы отстаивать интересы профессии, – тоже большая проблема. У каждого свои амбиции, каждый «замкнут» на своих задачах и переживаниях. Это в принципе проблема общества, я бы сказал, проблема нашей цивилизации в данный момент. Даже при наличии всех гаджетов и коммуникаций мы существуем сами по себе, и поэтому людьми так удобно манипулировать. Мне кажется, сейчас перед нами стоит большая аналитическая задача: увидеть отражение друг в друге, рассмотреть те самые отблески будущего и собрать их в единую матрицу. Без анализа мы так и будем «придатками» цифровых платформ, которым не нужны ни зодчие, ни архитектурная школа. Человек в этой информационной цифровой системе – «ошибка», источник опасности, а архитектор, который понимает, как это устроено, и знает ответы на многие вопросы, опасен вдвойне. Мы бездумно «заигрываем» с технологиями, в которых архитектор существует как прислуга, как сервис, а вовсе не как созидатель со своими правами, в том числе и авторскими.

В определённые моменты жизни я оказывался по разные стороны «баррикад»: работал и частным архитектором, и госслужащим, но никогда не был сторонником упаднических настроений. Мне чужды избыточные разговоры о том, как всё плохо в архитектуре. Наоборот, настало время архитекторам брать на себя ответственность, не уповать на то, что кто-то примет за нас решения. Для этого нужно идти во власть. Вернее, самим быть властью и не ждать «свистка», по которому нужно бежать в атаку.

– Я уже ознакомилась с вашим Манифестом. Он мне показался немного загадочным.

– Отчасти таинственный. Так и не надо раскрывать сразу все карты. Мой Манифест 2021 года был объёмнее и перегружен смыслами. Кстати, это тоже опыт прошлого «Зодчества» – нужно аккуратно «подогревать» тему, постепенно расширяя и углубляя её, чтобы выйти на пик непосредственно в тот момент, когда фестиваль будет уже на «низком старте», чтобы он не просто состоялся, а был успешным и запоминающимся. В этом году фестиваль пройдёт в конце сентября – как никогда рано. Для регионов это очень сложная задача, потому что их представляют не частные компании, которые могут с ходу найти ресурсы и оплатить павильон, участие в деловой программе или билеты на проезд. В большинстве случаев это делается через департаменты архитектуры и местные министерства строительства. Значит, процедура по оформлению участия в фестивале должна быть запущена как можно раньше. В прошлом году было непросто, а в этом, думаю, – ещё сложнее. Но работа уже идёт. Задача поставлена: привлечь как можно больше регионов к участию в юбилейном «Зодчестве». Я знаю, что некоторые регионы не приняли участие в 2021-м именно потому, что копили ресурсы на этот год. Посмотрим.

– По-вашему, «Зодчество 2021» прошло успешно?

– Да, и по нескольким причинам. Первая – это была действительно работа команды. Смена площадки за несколько месяцев до старта, переход из Манежа в Гостиный Двор, пандемия, смещение сроков проведения на более ранний период, из-за чего несколько регионов просто не успели пройти процедуры расторговывания контрактов. Это тоже работа, ведь нужно никого не забыть и сохранить доброе отношение участников к нашему фестивалю. Можно сказать, определённая дипломатия, встречи, переговоры, поиск компромиссов. Задача куратора – не картинки, не схемы и не работа «лицом на камеру». Скорее, очень серьёзный многомесячный ежедневный труд, связанный с коммуникацией, привлечением участников и партнёров. Даже если существуют какие-то проблемы во взаимоотношениях или конфликт интересов – всё нужно разруливать так, чтобы никто не обиделся. И не только из-за пандемии, хотя она, кстати, сыграла нам на руку: все соскучились по живому общению, и это определило общий настрой и чувствовалось во всём. Очень хорошо были представлены молодёжные команды. Принесла свои плоды и ставка на регионы: в результате приехали не только региональные «монстры», но и муниципалитеты, которые вообще практически никогда не участвуют в подобных мероприятиях. Я без устали объяснял регионам: ваше присутствие на «Зодчестве» – это не только некий отчёт по количеству застроенных территорий, физкультурно-оздоровительных комплексов или прочих объектов, которые введены в строй, но и представление о развитии своей архитектурной школы и своей архитектурной идентичности. Задача для местного куратора – выбрать самое главное в архитектурном движении своего края и на этом сфокусироваться.

– Чем будет отличаться «Зодчество 2022»?

– Поскольку нынешний фестиваль – тридцатый, мы имеем возможность дать в хронологическом порядке визуальную картинку. Показать регионы, которые с перерывом или, как Хабаровский край, практически ежегодно участвовали в фестивалях, демонстрируя лучшие примеры зодчества или архитектурные направления. А кто никогда не участвовал, поверьте, вам нужно срочно бежать и оформлять заявку! Считайте, что с помощью нашего Журнала «СА» я обращаюсь к будущим участникам «Зодчества». Новички обретут опыт и новых друзей, а старожилы покажут реестр своих побед. Это такое взаимное всепроникающее движение, которое объединит, свяжет общей памятью все поколения зодчих нашей страны. Канвой всего нашего мероприятия будут не только 30 лет фестиваля, но и 90 лет Союза архитекторов, который был создан в 1932 году подлинными корифеями нашего архитектурного цеха. Тем, кто вступает в Союз, особенно молодым, необходимо ощущать свою причастность к великим зодчим, которые основали и развивали наше творческое объединение. Знаю по себе, очень важно быть с ними в одном ряду, потому что история не заканчивается, она продолжается. Чувствовать себя в потоке, быть частью этого профессионального братства – именно то, что может вывести нас на новый виток развития: и профессионального, и цивилизационного. 

– Идём дальше. На осеннем заседании правления Союза московских архитекторов вас избрали первым вице-президентом СМА. Что вы хотите или можете сделать для московских архитекторов? У вас есть какая-то программа действий? И чем эта работа будет отличаться от вашей деятельности в качестве члена президиума СА России?

– Начну с конца. Членство в президиуме СА России направлено на федеральную повестку, а работа вице-президента СМА – на московскую, плюс Подмосковье. Я москвич бог знает в каком поколении. Вырос в художественной, архитектурной семье, так что стены Союза архитекторов мне знакомы с детства, как и моим детям, которые ходят в детскую студию в Центральном Доме архитектора. Для меня важно отстаивание неких профессиональных позиций в работе Союза именно с точки зрения Москвы, ведь это особый регион, отличающийся от всей остальной нашей прекрасной страны. Я главный архитектор Калуги, столицы ключевого региона в Московской агломерации. Быть чиновником – значит быть внутри всех тех больших и малых, в том числе и законодательных, инициатив, которые либо где-то тормозят архитектурное движение, либо, наоборот, задают ему нужный вектор. Для решения актуальных проблем нужно понимать, какие рычаги влияния у нас есть. Как только мы себе честно признаемся, как и на что можем или не можем влиять, Союз архитекторов – и в первую очередь московский, как флагманская ячейка СА России – сразу определит, чего нам не хватает. А не хватает многого. Поэтому сейчас я бы не стал говорить о частностях, даже очень важных, таких как, например, возрождение Дома творчества «Суханово». Нужна большая, кропотливая работа именно по повышению престижа и авторитета Союза среди архитекторов Москвы и Московской области – это самое крупное региональное объединение, практически треть СА России. Для этого нужно участвовать в жизни Союза и расширять границы сотрудничества. Всю свою осознанную жизнь я продвигал Союз архитекторов, и мне кажется, в том, что за последнее время увеличился приём молодёжи в Союз, есть и моя скромная заслуга. К примеру, почему фестиваль молодых архитекторов «Перспектива» в этом году приезжает в Калугу? Не только потому, что я там главный архитектор, а ещё и потому, что как представитель руководства московского и российского Союзов архитекторов я могу использовать это в интересах обеих сторон. Во благо города и для престижа нашего профессионального сообщества. Город сейчас на слуху, на подъёме. Фестиваль будет проходить на территории главного музейного объекта, который в прошлом году был введён в строй, – это вторая очередь Музея космонавтики. По сути, Калуга становится платформой нашего Союза, «точкой сборки» самых важных узлов профессионального сообщества. Потому и Совет главных архитекторов пройдёт сначала в Калуге, а уже потом, осенью – на «Зодчестве», и всё вокруг этого будет крутиться. 

В сегодняшнюю эпоху цифрового капитализма и тотальной постправды, когда всё многократно тиражируется и копируется, когда всё измеряется в денежных знаках, тающих, как снег в оттепель, вопросы профессионализма зачастую уходят на второй план. Это касается и архитектуры, и образа архитектора. В нашей сфере существуют разные псевдоархитектурные течения, и многие пытаются заступить на нашу «поляну». Если мы ничего не будем делать, то и поляны-то никакой не останется. Только танцы с лозунгами и рекламой «нового дивного мира». Вы спросили о моей программе действий – это и есть моя программа: искать и находить «точки сборки», а формировать их по праву должен Союз архитекторов.

– Какой «Перспективой» удивит Калуга? Расскажите, пожалуйста, подробнее о концепции и деловой программе фестиваля.

– Калуга находится всего в двух часах езды от Москвы, так что доступность – первое преимущество, не надо покупать билет на самолёт. Калуга – самобытный идентичный город, при этом разнообразный и компактный, не «миллионник», где можно раствориться, всего 350 тысяч жителей. Разнообразие при компактности – это второе. Для проведения фестиваля это важно, так как связано и с экскурсионной программой, и вообще с программой пребывания в городе в течение трёх дней. Задача – и фестиваль хорошо провести, и показать сам город и Калужский край. Третье –

это локация, где фестиваль будет проходить: Музей космонавтики. Территория обновлённая, включает в себя историческое здание музея, каноническое, как я называю, «Парфенон эпохи модернизма» – работу Бориса Григорьевича Бархина 1967 года, и введённую в строй в прошлом году вторую очередь музея. Её открывали в апреле 2021 года, когда отмечалось 60-летие первого полёта человека в космос. Вторая очередь создана по концепции воронежского архитектора Василия Леонидовича Исаева (к сожалению, ушедшего от нас в 2017 году). Но за несколько лет она была доработана до ввода в строй. Я тоже принимал в этом участие, поэтому так хорошо знаю музей и предложил его как место проведения «Перспективы». Именно вокруг него строится вся концепция и конкурсная программа, которая состоит из двух частей. По сути, это два конкурса. Первый – для молодых архитекторов до 35 лет – на событийное благоустройство территории склона от Музея космонавтики до Яченского водохранилища. Территория была очищена от растительности, укреплена свайными конструкциями, и сейчас это ровный склон, на котором сделаны дорожки и освещение. Очень важно «перезапустить» это место, переосмыслить его, но и не перегрузить. В техническом задании указаны критерии. Мы с городским главой видим этот склон как громадный амфитеатр для проведения разнообразных мероприятий, в том числе и на воде. То есть нужно сформировать осмысленное и функциональное пространство. Также конкурс предусматривает создание арт-объекта, даже скорее – современной скульптуры в духе русского авангарда. Известно, что Татлин и Крутиков, Ладовский и Леонидов – все они вдохновлялись идеями Константина Эдуардовича Циолковского. Те самые околоземные города и орбиты были для архитекторов как «топливо», на котором рвались ввысь потрясающие проекты. 

Второй конкурс – более локальный, но не менее интересный. Для студентов мы предложили задачу с погружением в тему – Дом-музей А.Л. Чижевского, выдающегося учёного-биофизика, человека той же эпохи, но чуть моложе Циолковского. Этот дом-музей – филиал Музея космонавтики. Возле него есть территория, двор, который музей мечтал оформить в пространство, выполняющее просветительскую функцию. Здесь должно быть место для проведения мастер-классов, может появиться и арт-объект, посвящённый Чижевскому. Для студентов это отличная тема, понятная и геометрически чёткая. Если первый конкурс предполагает разные варианты использования пространства и трансформации разномасштабных мероприятий, которые могут проходить на этом склоне, то второй – создание стиля музея. Музей есть, но внутри, а вот внешне его репрезентация, безусловно, требует осмысления.

Перед конкурсантами стоит небольшая, но комплексная задача, и в этой комплексности кроется будущий успех проекта. Нужно подумать над дизайном самого имиджа, может быть разработать инфографику, графический стиль. Для тех, кто живёт архитектурой и художественным движением, это задача интересная и в ней нет ничего нерешаемого. Интеграция музейного пространства в человеческую среду, которая и есть город, чрезвычайно важный процесс. Необходимо во всём найти человеческий масштаб и понять, для кого это. Разложить эту мозаику и заново собрать – вот ключевая задача конкурсной программы. Я уверен, что «Перспектива» станет триггером для серьёзного дальнейшего развития участников. Причём с точки зрения архитектора, как человека мыслящего, который задумывается о том, что было, есть и что будет. Это как раз вызов для меня как вице-президента, члена президиума и куратора фестиваля – растить поколение новых зодчих, менять сознание наших архитекторов с помощью вот таких инструментов, как фестивали и конкурсы, заряжать их на позитив.

– Алексей, вы стояли у истоков создания Совета молодёжи в Союзе архитекторов. Сейчас такие объединения существуют во многих регионах России. Каким творческим направлением, с вашей точки зрения, в первую очередь можно увлечь архитектурную молодёжь? И что молодые могут дать Союзу?

– Хороший вопрос, чем увлечь. Молодёжь бурлит, и во все времена она всегда какая-то «не такая»: то с длинными волосами, то в протёртых до дыр джинсах, то в кедах – всегда что-то не так. На молодёжь всегда смотрят с некоторым предубеждением. Но не это главное. Важно не упустить поколение, которое живёт и формируется сейчас, – так называемых «зуммеров». «Миллениалы» более понятны, честно говоря. Дело в том, что обилие информации и знаний для «зуммеров» – это их бытие, в котором они существуют. Гаджеты для них – данность. Это совершенно другое поколение и абсолютно другие люди. Мы даже не понимаем, насколько они другие, ведь с нашими суждениями, классификациями и мировоззрением мы не догоняем их. Вопрос коммуникации, передачи преемственности и понятийного аппарата – это первостатейная задача. Она всегда присутствовала, а сейчас стоит ещё более остро.

– То есть, несмотря на фундаментальную разницу, налажен взаимный процесс обучения друг друга: не только мы можем чему-то научить молодёжь, но и она – нас?

– Конечно! Вы обозначили ключевой момент – для того, чтобы достичь взаимопонимания, нужно знать и изучать друг друга. В нашей русской истории и культуре только в 30-е годы ХХ века молодёжью занимались пристально и с вдохновением, поэтому мы и войну выиграли, и в космос полетели. Вот говорят молодёжная политика. Что это? Это вывозить на озеро или море, жить в палатках и рассказывать, как всё хорошо? Нет, конечно. Нужно постоянно трудиться, объяснять, кто такой архитектор и что он не просто домики с окошками рисует и не только квадратики на плане раскладывает. Он придумывает и запускает жизнь. Это обязывает к очень серьёзной ответственности, но и даёт драйв! Как раз это цепляет молодёжь. Для молодого архитектора важно, чтобы его идея была реализована. На этом начинает расти его самосознание как профессионала. Нужно, чтобы его увидели и услышали, чтобы были площадки для этого, чтобы не замыкаться внутри себя и своего региона, а приехать, показать, рассказать. Фестиваль «Перспектива» – это ещё и мостик между «Зодчествами», где будет отдельная молодёжная лаборатория и каждый из участников сможет рассказать о себе, подготовить проекты для юбилейного «Зодчества». Здесь молодые специалисты чувствуют причастность к большому общему делу и верят, что на них рассчитывают. А как только осознают – они раскрываются и вырастают в настоящих мастеров.

– В пилотном номере журнала в своём обращении к читателям президент СА России Николай Шумаков сказал о том, что издание должно стать своеобразной летописью всей истории Союза архитекторов, начиная с первых шагов творческого объединения. Ваше мнение?

– Полностью согласен и приветствую создание нового формата печатного органа Союза архитекторов. Это важно, статусно, визуально достойно и абсолютно убедительно. Журнал приятно держать в руках, его можно подарить как памятный сувенир. В нём должна быть и современная повестка, и, конечно, летопись. Может быть, сделать в каждом номере блок про историю Союза, как он зарождался, формировался, изменялся, и таким образом вести просветительскую работу. Это нужно, чтобы продвигать идеи Союза архитекторов не только среди его членов, но и просвещать общество, рассказывая об архитектуре как о высоком искусстве, способном преобразовать окружающий мир. Надеюсь, нас услышат и поймут...

Беседовала Майя Корнюхина