Константин Кузнецов

председатель Воронежского отделения Союза архитекторов России

«Воронежу нужно полностью уйти от точечной застройки» 

Председатель регионального отделения Союза архитекторов России рассказал, каким он видит город будущего и почему важно поддерживать молодых специалистов.

В последние годы Воронеж разрастается буквально на глазах. Там, где ещё вчера было заброшенное пространство, уже сегодня воздвигается современный жилой массив. Как при такой динамике строительства сохранить облик исторического центра города? Какой архитектурный стиль сформировался у Воронежа, как строят новые жилые кварталы и развивают старые и можно ли с помощью грамотного планирования и застройки избавить город от пробок в интервью «Коммуне» рассказал председатель регионального отделения Союза архитекторов России, помощник губернатора Воронежской области Константин КУЗНЕЦОВ.
– Как вы оцениваете архитектуру Воронежа и райцентров?
– У Воронежа есть свой узнаваемый архитектурный стиль, который пришёл к нам ещё со времён Петровской эпохи. В послевоенное время город преобразился благодаря стараниям знаменитого советского архитектора Николая Троицкого. В качестве дорогого наследства нам достался сталинский ампир, украсивший центр. Всё это вместе делает Воронеж уютным, масштабным и привлекательным городом.
В 90-е годы хаос и беспорядок, увы, пришли и в архитектуру. В результате сейчас мы наблюдаем в городе эклектику — смешение разных архитектурных стилей. С теми же самыми проблемами столкнулись и крупные райцентры: Борисоглебск, Бобров, Россошь и другие.
Сохранение исторического центра Воронежа очень важно. Но многие застройщики до сих пор закрывают глаза на ценность и уникальность зданий, используя гипертрофированный масштаб, дешёвые и безвкусные отделочные материалы там, где этого делать нельзя. Только совместными усилиями, тесным взаимодействием Союза архитекторов, посредством архитектурных комиссий и градостроительных советов, с властью, экспертами и общественниками мы можем защитить наш уникальный стиль.
– Широко распространено мнение, что весь новострой — это плохо, а вот раньше строили красиво. Вы согласны с такой позицией?
– Я бы не был так категоричен. Важно понимать, что архитектура — это, прежде всего, мода. В качестве примера - та же историческая застройка, где бросается в глаза разная стилевая привязанность: барокко, классицизм, брутализм, конструктивизм или минимализм. То есть смешение архитектурных стилей происходили уже давно. У каждого, исторического и современного здания должен быть свой вкус, масштаб, своя история места, свой запах. И здесь важен интерес самого застройщика. Можно построить необычный, стильный, удобный трёхэтажный дом клубного типа в частном секторе с подземным паркингом и закрытым двором, как это уже сделали некоторые из воронежских девелоперов. Вот это смотрится уместно, но при этом достаточно современно и свежо. А ведь на этом месте могли бы возвести типовую 17-этажку. И что с ней прикажете делать через 50 лет? Нам нужны интересные, авторские объекты. И чем больше, тем лучше. Так, в ближайшее время Союз архитекторов планирует провести конкурс на реновацию территории Воронежского хлебозавода №1 на улице Фридриха Энгельса, который практически полностью был разрушен застройщиками год назад. Тогда снесли трубу и серьёзно повредили бывшее здание паровой мельницы. Вскоре после этого была запущена процедура оценки исторической и архитектурной ценности комплекса хлебозавода и строительные работы там приостановили. Очень хотелось бы, чтобы профессиональное сообщество архитекторов предложило наилучшее для всех, и для собственника земельного участка и для горожан решение, которое не разрушит до конца эту историческую часть города, а преобразит. Построят что-то новое, но при этом и восстановят старое.
– Может ли грамотное планирование и застройка города избавить воронежцев от пробок?
– Да. Город — живой организм. Со своими «артериями», «сердцем», «мозгом». И если неправильно спроектировать микрорайон, то он погрязнет в пробках, и часть «тела» просто начнёт отмирать. Чтобы избежать этого и решить транспортную проблему, важно сделать несколько вещей.
Так, мы должны полностью уйти от точечного принципа застройки и перейти к комплексному, квартальному. Ведь квартальная сетка улиц способна грамотно разгрузить центральные магистрали и при всем этом еще и сформировать сплочённый уличный фронт фасадов. Современные кварталы при этом должны выполнять роль города в городе, чтобы его жители в 15-минутной доступности имели все возможные блага: детские сады, школы, соцобъекты, госучреждения, парки и скверы, поликлиники и места приложения труда. И в Воронеже уже есть подобные жилые массивы: квартал «Троицкий», например, в Северном микрорайоне.
А ещё люди должны понимать, что не нужно ездить по городу на машине каждый день. Есть здоровые альтернативы. И речь не только об общественном транспорте, который активно сейчас реформируется, но и велосипеды, самокаты и даже пешком. Велосипеды, к счастью, пользуются всё большим спросом. И нет никаких сомнений, что в будущем в Воронеже появится единая масштабная сеть велодорожек.
– Какие принципы градостроительства нужно применять при проектировании новых микрорайонов?
– Существуют рекомендации по освоению новых и уже застроенных территорий, утверждённые Минстроем. Они предполагают сомасштабную человеку квартальную застройку со всей необходимой инфраструктурой внутри, а также полное инженерное обеспечение таких территорий. На это сейчас выделяются огромные суммы федеральных средств. Мировая практика также подсказывает нам уходить от возведения высотных жилых домов. Есть исследования архитекторов и психологов, которые говорят о том, что здания выше 7 этажей, оказывают психологическое давление на человека. В районе, нашпигованном 20 - этажными «свечками», просто не комфортно и неприятно жить. Убеждён, что будущее — за среднеэтажными жилыми домами с закрытой придомовой территорией и хорошей инфраструктурой, а также собственными парками и скверами.
– А что делать с существующей старой застройкой? Там остро стоит проблема жизненного пространства - дворы заставлены машинами...
– В будущем вопрос парковочного хаоса во дворах может решить многоуровневая подземная парковка. Все машины, которые паркуют прямо под окнами домов, у подъездов, на клумбах и даже детских площадках, было бы резонно перенести под землю. А освободившуюся территорию необходимо благоустроить и превратить в место для отдыха жителей этих домов. Всё это вполне реально сделать. В городе уже появляются новые кварталы с вместительными подземными паркингами. И там во дворах мы наблюдаем куда меньше машин и куда больше зелёных зон, детских площадок, пространства для отдыха. А пока нам всем нужно задуматься о пересадке на общественный транспорт, который со временем станет полностью комфортным, быстрым, доступным и удобным. Ведь тогда и машину, если ты ей не пользуешься каждый день, под окнами оставлять уже будет необходимости.
– В сентябре вы стали председателем регионального отделения Союза архитекторов России. Какие задачи ставите перед собой на этом посту?
– Союз архитекторов — это, прежде всего, профессиональное экспертное сообщество, без которого при грамотном развитии строительства городов просто не обойтись. В последние годы региональное отделение проделало очень большую работу ещё при моём предшественнике Станиславе Сорокине. Благодаря ему Союз вышел из теневого блока работы с частными заказчиками и стал полноправным участником в принятии важных решений в области архитектуры и градостроительства в регионе. Я планирую продолжить эту тенденцию.
Также считаю очень важным поддержать начинающих архитекторов. И в ближайшее время мы постараемся создать в Воронеже молодёжное региональное отделение Союза. Молодые кадры со своими нестандартными решениями и свежими взглядами нам очень нужны. Ведь именно они способны посмотреть ну существующие проблемы городской архитектуры под другим не менее профессиональным углом.
И, конечно же, мы продолжим совершенствовать конкурсную систему и воплощать интересные проекты в жизнь. Таким образом, например, появилась замечательная скульптура Вильгельма Столля на улице Карла Маркса и запоминающееся здание центра современного искусства «Матрёшка». Благодаря профессиональному конкурсу парк Орлёнок вскоре украсит памятник Гавриилу Троепольскому. Одним словом, работы предстоит много.
– Вы являетесь ещё и помощником губернатора Воронежской области. Как происходит ваше взаимодействие с главой региона?
– Александр Викторович Гусев принимает активное участие в архитектурной жизни города и всей области. По его поручению я курирую реконструкцию таких крупных объектов, как парк Орлёнок, проспект Революции, Петровская набережная. Под моим контролем находится и капитальный ремонт домов в историческом центре города. Следим за тем, чтобы к ремонтным работам привлекались только компетентные специалисты, которые не испортили бы исторический вид зданий. Стержень градостроительной политики губернатора — переход от количества к качеству застройки. Мы выходим на новый уровень градостроительства, уходим от точечной застройки, когда застройщик возводил очередную высотку, не задумываясь о контексте и сложившейся среде места.
– Куда вы поведете своих друзей и коллег из других городов, чтобы показать красоту Воронежа?
– В первую очередь я проведу их по нашему проспекту Революции с его прекрасными историческими фасадами. Отведу и на сквер Пушкина и Советскую площадь, которые ни то что не стыдно, а просто необходимо показать. Тёплыми вечерами эти места превращается во что-то волшебное, неповторимое. Да и на обновлённый Воронежский концертный зал, в ремонте которого мне довелось принять участие, приятно посмотреть.

По материалам газеты «Коммуна»