28 декабря 2024

«Архитектурное творчество – наиболее открытый и интернациональный вид деятельности. Успешное развитие отечественных архитектурных школ основывается на критическом анализе передового международного опыта, а также на сохранении индивидуальности и своеобразия каждой школы с целью подготовки кадров архитекторов, способных проектировать архитектуру международного уровня и одновременно архитектурное пространство региональной и национальной идентичности» —КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в рамках подготовки кадров в сферах архитектурной, градостроительной и реставрационной деятельности до 2035 года (Федеральное учебно-методическое объединение По УГСН «Архитектура»). 

Дорогие коллеги! 

Пришла пора поделиться достижениями Совета по образованию и аккредитации СА России в уходящем 2024 году.

Руководствуясь главной целью нашего независимого добровольного объединения, а именно - содействие профессионального цеха развитию качества профессиональной подготовки архитектурных кадров как непрерывной системы, включая академическое образование, курс практической подготовки, сдачу квалификационного экзамена и периодическое повышение квалификации - нам удалось на базе нашего Совета обеспечить возможность активного взаимодействия преподавателей различных архитектурных школ и практикующих архитекторов.

На протяжении всего года мы регулярно проводили заседания рабочей группы Совета, состоящей из представителей профессионального сообщества, имеющих значительные достижения в сфере образования и профессиональной деятельности. Большая работа была проделана в рамках заседаний рабочей группы по вопросам основ архитектурного образования в системе высшей школы под руководством Игнатовой А.П., где представители различных архитектурных школ и авторских методик впервые получили возможность обмениваться результатами деятельности в сфере обучения основам архитектурного мастерства. На основании внимательного изучения вопросов основ архитектурного образования и потенциала профессионального опыта и знаний участниками этого уникального объединения на сегодняшний день определены основные векторы деятельности, направленные на повышение качества подготовки профессиональных кадров, также выявлен колоссальный дефицит профессионального общения между архитекторами-преподавателями, участниками образовательного процесса, дефицит подготовки профессиональных кадров и главное, активный открытый потенциал накопленного опыта, знаний и навыков, при умелом использовании которого успешное преодоление непростых этапов развития архитектурного образования и архитектурной профессии в целом неизбежно приведет к высоким результатам, достойным отечественной архитектурной школы.

Совет по образованию продолжает работать в тесном взаимодействии с Советом по архитектурной практике СА России и архитектурным Советом НОПРИЗ. В этом году внесены изменения в профессиональный стандарт «Архитектор» - дополнен 8 уровень профессии. Обновлены 400 вопросов для квалификационных экзаменов. Скоро должен быть принят еще один Профессиональный стандарт – «Архитектор-градостроитель», над которым Совет работал последние два года.

Сегодня, после выхода РФ из Болонского процесса, важнейшей задачей Совета является содействие становлению современной отечественной концепции непрерывного архитектурного образования на основе традиций архитектурной школы страны и единства ее научно-методологической основы.

Также остро стоит вопрос гармонизации положений профессиональных стандартов и образовательных программ среднего и высшего академического образования. Советом по образованию в этом году было издано более 5 публикаций на тему концепции развития архитектурного образования. В направлении оценки уровня подготовки выпускников архитектурных вузов к практической деятельности Советом было проведено анкетирование «АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАЗАМИ ПРАКТИКА». Анкеты были разосланы по всем региональным организациям СА России. На вопрос, должен ли Союз архитекторов заниматься вопросами архитектурного образования утвердительно ответили 70% респондентов. В следующем году мы продолжим эту работу.

В этом году на фестивале «Зодчество 2024» мы встретились снова в рамках рабочей программы фестиваля, где были проведены 3 круглых стола, в том числе прошло награждение Дипломами СА России студентов- победителей конкурса ВКР МООСАО. Пост-релизы о событиях можно посмотреть на страничке Совета по образованию.




Сегодня на нашей площадке взаимодействуют опытнейшие архитекторы-преподаватели более 10 архитектурных школ, разных по условиям, регионам и направлениям, но объединенных одной целью - поддерживать и развивать отечественное архитектурное образование и объединять тех, кто причастен к реализации программ архитектурного образования.

Мы открыты для профессионального общения на тему развития системы непрерывного архитектурного образования и заинтересованы в привлечении новых участников, в том числе представителей архитектурной практики, формирующих запросы архитектурному образованию, и, конечно, преподавателей высшей школы, в чьей зоне ответственности находится воспитание архитектора будущего на самых важных первых этапах освоения этой сложной профессии.

Хочется выразить слова благодарности нашим архитекторам-педагогам и всем членам Совета по образованию, активно работающим в нем, и пожелать нам и в будущем году продолжать делать то, что в наших силах, чтобы гордиться профессиональными успехами будущих поколений талантливых архитекторов, воспитанных отечественной архитектурной школой!

Председатель Совета по образованию и аккредитации СА России

Баженова Елена Сергеевна.