зодчество

Москва

15 Февраля 2021

Куратор XXIX Международного архитектурного фестиваля «Зодчество» Алексей Комов в интервью «Строительной газете» поделился своими планами на предстоящий фестиваль, видением его концепции, а также рассказал о кураторских проектах и многом другом.
aleksei-komov-arhitektor-photo.jpg

«СГ»: Алексей Олегович, расскажите, как становятся кураторами «Зодчества»? 

Алексей Комов: Выбор куратора происходит на основе конкурса Союза архитекторов России, в котором участвуют несколько кандидатов. В этом году было несколько сильных проектов, но все же жюри остановилось на моем.

«СГ»: И какая тема этого года?

А.К.: Истина! Если немного пофилософствовать, то Истина — это зеркало, в которое смотрел Бог и которое потом разбилось, но у каждого остался свой осколок. Настало время зеркало собрать воедино. Как носители истины и фундамента будущего музеи, архивы, сама архитектура — это то, что останется потомкам для осмысления опыта. За нами идут поколения, у которых миропонимание как никогда в истории радикально иное — и этот разрыв увеличивается. Вот только если преемственность будет лишь на «цифровых носителях», которые в любой момент можно стереть навсегда поворотом рубильника, то цивилизация в опасности.

Также важно, что в этом году мы отмечаем 60-летие первого полета человека в космос, давшего феноменальный толчок, в том числе развитию мировой культуры. Это стало новой истиной, придуманной великими мыслителями от Циолковского до Вернадского. Прошло больше полувека, но человечество так и не предложило ничего более значимого.

«СГ»: Как вы собираетесь донести эту истину? 

А.К.: Моя задача — быть не только идеологом, но и продюсером. Я традиционно собираю нескольких сокураторов на такие проекты. В 2021 году «Зодчество» будет проходить на нижнем уровне «Манежа». В этом гипостильном, то есть многоколонном зале такую сакральную тему можно подать достаточно емко. Мы уже сделали актуализированную концепцию по застройке и сейчас как раз распределяем пространства для кураторских проектов. Хотелось бы, чтобы их делали архитекторы в содружестве с учеными, мыслителями, футурологами. Такой омниканальный подход поможет привлечь на фестиваль людей разных профессий, а не только зодчих.

«СГ»: Среди участников кураторских проектов кого вы больше видите — людей старшего поколения или молодежь? 

А.К.: Возрастного ценза нет, главное — качество. Это может быть коллаборация вундеркинда 13 лет и признанного мэтра. Мне важнее личности и предложенные ими темы, форма полемики. Но необходимо, конечно, настроить и живую коммуникацию среди поколений. У меня центральный концепт — алтарь архитектурной правды. Он, собственно, и будет расщепляться на сокураторские проекты.

«СГ»: Когда вы определитесь с кураторскими проектами? 

А.К.: 12 апреля в Калуге откроется вторая очередь Музея космонавтики. А 27 апреля мы будем показывать концепцию фестиваля в его грандиозном новом пространстве. К этому времени все кураторские проекты будут собраны и оформлены. Сейчас я не буду раскрывать тайну, но отмечу, что, с моей точки зрения, главная ценность «Зодчества» не только кураторские проекты, а представительства регионов как интеллектуального каркаса страны. В этом году должен «выстрелить» Нижний Новгород: город готовится к 800-летнему юбилею, и у него очень мощные проекты. Для российских архитекторов фестиваль ценен тем, что он объединяет единовременно пространство всей страны. Регионы делегируют проекты на «Зодчество» и показывают свои достижения.

«СГ»: Как главный архитектор Калуги вы после «Зодчества» ждете каких-то изменений в своем городе — прорывных идей, которые вы собираетесь там использовать?

А.К.: Калуга не будет обделена вниманием. Но сам факт, что главный архитектор города является куратором архитектурного события года, очень важен для самосознания калужан.

С одной стороны, у нас самих юбилей — 650 лет городу. Поэтому на конкурсе будет павильон Калуги, Калужской области, где мы покажем Музей космонавтики в том числе. С другой стороны, моя задача как главного архитектора города — объединить коллег, архитекторов территорий. И тут я очень плотно взаимодействую с советом главных архитекторов, заседания которого всегда проходят на «Зодчестве». Здесь есть определенная политическая история, четкий сигнал: архитекторам, если они хотят действительно сохранить русскую культуру, нужно идти во власть и делать архитектуру страны осознанной.

Что получит Калуга? Главное — внимание. Она станет центром архитектурной мысли. Городу не хватает этого импульса. Это город инженеров, единственного в стране филиала технического университета имени Баумана. Здесь борются два начала: купеческое и инженерное. Они между собой порой искрят. Мне кажется, что история с «Зодчеством» может собрать тот конструкт, вокруг которого Калуга ходит уже много-много лет, — вспомнить себя как центр Истины, который в лице Циолковского дал миру надежду на будущее.


Ежегодный международный фестиваль «Зодчество» — одно из наиболее значительных профессиональных событий в нашей стране, знакомящее с достижениями в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России. Учрежденный в 1992 году фестиваль с самого начала ставил перед собой самые широкие задачи, среди которых популяризация современной отечественной архитектуры, демонстрация продукции производителей конструкционных и отделочных материалов, а также укрепление связей между всеми участниками архитектурно-градостроительного процесса.


По материалам: «Строительная газета»