Золотой знак Международного фестиваля "Зодчество-2018" в номинации "Объект социального и культурного значения"
Год начала и окончания проектных работ: 2011-2017
Год начала и окончания строительства: 2012-2018
Наименование проектировщика - АО «МЕТРОГИПРОТРАНС»
Персональный состав авторского коллектива
Архитекторы: Шумаков Н.И. ,Орлов А.Ю., Волович В.С., Хохлов Д.Ю., Рзянин Д.С., Маркевич К.Г., Юмагулов И.Г., Фарстова О.Ю.
Художники:
ст. «Петровский парк» - Бубнов В.А., Бубнова Е.В.;
ст. «ЦСКА» - Бубнова Е.В., Щеглов Е.Е.,
Скульптор: Переяславец М.В.;
ст. «Хорошевская» - Медведев Н.В., Медведев В.Н.;
ст. «Шелепиха»- Грачев В.М.; Медведев В.Н., Щеголов Е.Е.;
Конструкторы:
ст. «Петровский парк» - Кокошко Д.С.;
ст. «ЦСКА» - Ткач Е.С.;
ст. «Хорошевская» - Башинская Ю.В.;
ст. «Шелепиха» - Тимофеев Ю.В.;
ГИП: Касаткин П.И., Сурканов В.В.
Наименование заказчика - АО «Мосинжпроект»;
Наименование генерального подрядчика - АО «Объединение «Ингеоком»»;
АРХИТЕКТУРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УЧАСТКА ЛИНИИ
Архитектурная концепция участка линии - это единая концепция линии, состоящей из нескольких станционных комплексов, выполненных в едином ключе, одним архитектурным приемом, объединяющим пять частей композиции в единое целое. Предложен новый подход в решении архитектуры московского метро – не одна, отдельно взятая станция, а линия становится одним композиционным элементом в системе московского метрополитена. С помощью естественного камня и других архитектурных элементов различного цвета каждая станция приобретает свою узнаваемость и индивидуальность, при этом сохраняется традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении.
ОСНОВНАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ИДЕЯ КАЖДОГО СТАНЦИОННОГО ОБЪЕМА:
– на станции глубокого заложения («Савловская» (Нижняя Масловка» введена в эксплуатацию 30.12.2018г.)) выявить ажурную тюбинговую несущую конструкцию платформенной части станции;
– с помощью применяемых материалов провести четкое зонирование поездного и пассажирского пространства. На перспективу предусмотрена возможность установок светопрозрачных перегородок по краям платформ;
– с помощью естественного камня различного цвета придать каждой станции узнаваемость и индивидуальность. (Цветовое решение пересадочных станций соответствует цвету линии, на которую осуществляется пересадка). При этом сохранить традиционный образ станций московского метро с ощущением легкого и светлого пространства в подземном сооружении.
Динамичные формы деталей облицовки выявляют характер транспортного сооружения, придают ощущение легкости и воздушности.
Объемы вестибюлей минимизированы и выполнены в соответствии с градостроительной ситуацией и схемой основных сооружений метрополитена. Архитектура вестибюлей является неотъемлемой частью архитектурной композиции станций. Колористическое решение интерьеров пассажирских зон станционных комплексов запроектированы в едином ключе.
В отделке применяются те же материалы, что и на платформенной части.
Сочетание традиций и новаций придают станциям новый, яркий и запоминающийся архитектурный образ. Архитектура станций подчинена главному формообразующему элементу в организации объемно-пространственных композиций подземного сооружения – свету, выявляющему пластику архитектурных деталей, объединяющему композиции в единое целое и придающему легкость и воздушность подземным конструкциям.
ДЕКОРАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОЗИЦИИ
На станционных комплексах размещены декоративно-художественные композиции.
На станциях «Петровский парк», Хорошевская», «Шелепиха» декоративно-художественные композиции размещены в вестибюлях на подвесных потолках над эскалаторными наклонными ходами и торцевых стенах эскалаторных спусков.
«Петровский парк» - композиции выполнены на тему Петровского парка и парковой архитектуры;
«ЦСКА» - декоративно-художественные композиции располагаются на потолочных алюминиевых панелях платформенной части и на стеклянных облицовках лифтовых шахт атриумов вестибюля №1 и №2. Композиции представляют собой непрерывные живописные полотна. Все декоративно-художественные композиции выполняются методом компьютерной цветной печати. На платформе станции «ЦСКА» размещены 4 скульптурные композиции, исполненные студией военных художников им. М.Б. Грекова. Композиции посвящены баскетболу, хоккею, футболу, лыжному спорту.
«Хорошевская» - композиции выполнены на тему русского авангарда.
Вестибюль №1 посвящен супрематизму, его основателю К.С. Малевичу и лучшим представителям А.М. Родченко, Л.С. Поповой, А.А. Экстер и т.д.
Вестибюль №2 посвящен конструктивизму – В.А. и А.А. Весниным, М.Я. Гинзбургу, И.А. Голосову, И.И. Леонидову, Н.А. Ладовскому, К.С. Мельникову и т. д.
«Шелепиха» - солнечная жизнеутверждающая композиция на тему городской жизни выполнена по эскизам выдающегося художника Грачева В.М., работавшего для Московского метрополитена в 90-е годы 20-го века.
«Савеловская» («Нижняя Масловка») - композиции охватывают входные группы витражей вестибюлей и потолочное пространство эскалаторных наклонов.
Вестибюль №1. Идея – визуально объединить пространство вестибюля и перехода художественными методами. Стена полупрозрачная, растворяющаяся в людском потоке. Непрозрачные, статичные силуэты людей с конструктивным пейзажем на прозрачном розовом фоне сливаются с динамичным пассажирским потоком, образуя единую композицию.
Вестибюль №2. Идея – «стереть» границу между аркой и потолком над эскалаторной зоной. Геометрическая композиция на основе принципов оптического искусства зрительно дает ощущение полета и высоты.
Архитектура наземных сооружений, как и архитектура вестибюлей - это неотъемлемая часть единой архитектурной композиций станционных комплексов. Павильоны над лестничными входами в метро, лифтовые павильоны для инвалидов и маломобильных групп пассажиров, вентиляционные киоски комплексов – это знаковые элементы архитектуры транспортного сооружения – метрополитена. Они гармонично вписаны в градостроительную ситуацию с учетом перспективного развития застройки и сетей наземного транспорта.
Конструктивные и объемно-планировочные решения
ПЕТРОВСКИЙ ПАРК
Станционный комплекс «Петровский парк» – расположен вдоль Театральной аллеи, вблизи реконструируемого стадиона Динамо и территории ПК («Петровский парк»), с двумя подземными вестибюлями:
Станционный комплекс «Петровский парк» мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 26м-22м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы пассажирские пешеходные мостики, связывающие оба вестибюля в уровне пересадки на станцию «Динамо». В центре платформы размещены лестничные марши, ведущие с платформы на пересадочные мостики. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.
Технико–экономические показатели:
Наименование показателя |
Ед.
измерен. |
Величина показателей |
Общая площадь станции | м2 | 18 568 |
Строительный объем станции | м3 | 146 515 |
Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик» | тыс.чел./в час | 24,0 |
«ЦСКА»
Станционный комплекс «ЦСКА» размещается на территории парка «Ходынское поле», между Ходынским бульваром и взлетно-посадочной полосой с двумя подземными вестибюлями и наземными павильонами над ними:
Станционный комплекс «ЦСКА» мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.
Технико–экономические показатели:
Наименование показателя |
Ед.
измерен. |
Величина показателей |
Общая площадь станции | м2 | 20 585 |
Строительный объем станции | м3 | 145 100 |
Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик» | тыс.чел./в час |
12,0 |
«ХОРОШЕВСКАЯ»
Станционный комплекс «Хорошевская» запроектирован параллельно существующей станции «Полежаевская» ТКЛ, с южной ее стороны, с двумя подземными вестибюлями:
Станционный комплекс «Хорошевская» - мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.
Технико–экономические показатели:
Наименование показателя |
Ед.
измерен. |
Величина показателей |
Общая площадь станции | м2 | 20 230 |
Строительный объем станции | м3 | 137 420 |
Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик» | тыс.чел./в час |
27,8 |
«ШЕЛЕПИХА»
Станционный комплекс «Шелепиха» размещен вдоль Малого кольца МЖД в месте пересечения Шелепихинского шоссе со Шмитовским проездом.
Станционный комплекс «Шелепиха» - мелкого заложения, открытого способа работ. Все сооружения платформенной части расположены компактно в едином котловане глубиной 30м-28м. Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 18м, длина посадочных платформ 163,0м. Конструкция платформенной части станции – колонного типа, выполняется из монолитного железобетона. Шаг колонн 9м, колонны 600мм х 1000мм, ширина платформы 12м, высота платформенной части 7.9м. Вдоль путевых стен запроектированы коммуникационные коридоры. Все помещения для технологического оборудования для функционирования метрополитена, вспомогательные и служебные помещения (блок технических помещений, ТПП) располагаются за пределами посадочной платформы в объемах вестибюлей и над платформенной частью в границах котлована, где позволяет рельеф местности.
Технико–экономические показатели:
Наименование показателя |
Ед.
измерен. |
Величина показателей |
Общая площадь станции | м2 | 18600 |
Строительный объем станции | м3 | 127 740 |
Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик» | тыс.чел./в час |
13,0 |
«САВЕЛОВСКАЯ» («Нижняя Масловка» введена в эксплуатацию 30.12.2018г.)
Станционный комплекс «Савеловская» запроектирован на площади Бутырской Заставы (площадь Савеловского вокзала), вдоль магистрали Третье транспортное кольцо, с двумя подземными вестибюлями:
Станция располагается на прямом участке трассы с вертикальным уклоном i=0.003. Междупутье составляет 22м, длина посадочных платформ 163,0м.
Конструкция платформенной части станции – пилонная.
Конструкция среднего зала – свод из чугунных тюбингов обделки Ø9.5м.
Боковые тоннели – в чугунной обделке Ø8.5м кругового очертания. В местах проемов тюбинги боковых тоннелей опираются на клинчатые перемычки между пилонами. Ширина проемов принята 3,755 м, пилонов – 3 м.
Технико–экономические показатели:
Наименование показателя |
Ед.
измерен. |
Величина показателей |
Общая площадь станции | м2 | 20 310 |
Строительный объем станции | м3 | 141 700 |
Расчетный пассажиропоток в утренний час «пик» | тыс.чел./в час |
29,0 |
Решение функциональных задач объекта
Сооружение первого участка Большой Кольцевой линии (ТПК) «Деловой центр» - «Петровский парк» позволило:
-улучшить транспортное обслуживание населения и работающих районов Хорошевский, Хорошево-Мневники, Пресненский, Аэропорт, Тимирязевский и Савеловский за счет создания новой скоростной беспересадочной связи между районами, минуя центр города, сократить время поездки пассажиров по городу;
- обеспечить пересадку пассажиров на метрополитене, минуя перегруженные центральные станции и пересадочные узлы, что в свою очередь позволит:
- снизить загрузку станций и пересадочных узлов, перегонов центральных участков действующих линий метрополитена, расположенных в историческом центре города, улучшить условия посадки-высадки пассажиров на метрополитен;
- обеспечить наиболее привлекательные условия для пересадки пассажиров
с наземных видов транспорта на метрополитен, что будет способствовать разгрузке центра от наземных видов транспорта;
- снизить загрузку северо-западных участков действующих перегруженных линий метрополитена Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой
и Серпуховско-Тимирязевской; - улучшить транспортное обслуживание существующих, проектируемых и строящихся градостроительных комплексов, формируемых вдоль границы ЦАО и САО, включая комплекс ММДЦ «Москва-Сити», «Ходынское поле», комплекс стадиона «Динамо».
Перечень наиболее интересных современных строительных технологий и материалов, использованных на объекте:
Большеразмерные алюминиевые панели с сотовым заполнением 1430мм х 8500мм с компьютерной графикой;
Большеразмерные алюминиевые панели с сотовым заполнением с интегрированным стеклом 1430мм х 4000мм;
Большеразмерные моллированные стеклопакеты со спайдерным креплением.
Несущие конструкции: Стальные конструкции. Монолитный железобетон.
Отделочные материалы и технологии для наружных и внутренних стен
Полированный гранит, мрамор. Стекло с алюминиевыми панелями с сотовым заполнением. Нержавеющая сталь. Структурное остекление.
Материалы покрытий для полов, лестниц и т.п.
Полированный и термообработанный гранит. На наземных павильонах станции «ЦСКА»– эксплуатируемая зеленая кровля по технологии «Цинко-Рус» с ковровым покрытием различных видов вечнозеленых седумов.
Комплектующие для оконных и дверных проемов
Моллированные стеклопакеты, спайдерное остекление фасадов, детали из нержавеющей стали.
Отделка потолков
Реечный алюминиевый потолок в сочетании с алюминиевыми сотовыми панелями
с компьютерной графикой (вестибюли), платформы – алюминиевые сотовые панели, алюминиевый реечный потолок.
Внутренние инженерные системы : водоснабжение, канализация, отопление.
Источником водоснабжения станций является сеть питьевого городского водопровода. Выполнена объединенная система хозяйственно-питьевого и противопожарного водопровода. Сброс стоков осуществляется в городскую канализационную сеть. Источником теплоснабжения станций метрополитена является городские тепловые сети. В качестве теплоносителя для вестибюлей принята горячая вода.
Энергообеспечение и современные слаботочные системы
Электроснабжение потребителей постоянных устройств пускового участка (тяга поездов, освещение, вентиляционные и насосные установки, устройства связи
и АТДП) предусмотрено от совмещенных тягово-понизительных подстанций, построенных в одном комплексе с построенным участком линии, на котором предусмотрена релейная централизация стрелок и светофоров МЦМ, предназначенная для обеспечения управление стрелками, светофорами, маршрутами с автоматизированного рабочего места (АРМ) поездного диспетчера.
Для обеспечения оперативного руководства и управления работой построенного участка линии предусматриваются линейные и станционные оперативно-технологические связи.
Системы вентиляции и климатическое оборудование
Линия оборудована системой тоннельной вентиляции, поддерживающая нормируемые метеорологические условия в тоннелях и на станциях, и обеспечивающая санитарные нормы подачи наружного воздуха в расчете на одного пассажира, а также местной вентиляции лестничных маршей, кассовых залов, перегонных тоннелей и обеспечения режима дымоудаления. В помещениях службы сбора доходов, дежурного по станции, начальника станции, милиции, медицинского пункта, инструктора, отдыха локомотивных бригад, а также в производственных помещениях с избыточными тепловыделениями для обеспечения оптимальных условий в теплый период года предусмотрено использование автономных кондиционеров с раздельными блоками и мультизональных систем кондиционирования.
Системы безопасности
Для экстренных переговоров пассажиров и эксплуатационного персонала с Ситуационным центром метрополитена на станции предусматриваются колонны экстренного вызова КЭВ, устанавливаемые на платформе и в кассовых залах вестибюлей.
Предусматривается передача видеосигналов от телекамер на станции и колонн экстренного вызова в Ситуационный центр метрополитена.
Станционные устройства АСОП подключаются к действующему Центру обработки информации Метрополитена, расположенному в Инженерном корпусе. Станционные устройства АСОП включают в себя: рабочее место оператора АКП, рабочие места кассиров, информационные табло в вестибюле. В вестибюлях станций установлено необходимое оборудование транспортной безопасности для осуществления контроля.
Использование энергосберегающих технологий
Проектные решения выполнены с учетом использования передовых технологий, обеспечивающих энергоэффективность принятых проектных решений.
Другие проекты:
Театрально-концертный комплекс «Вселенная Чайковского»
Клин
Интерьер бутика RASARIO
Москва
Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице
Москва