новости

Владимир

13 Февраля 2020

12 февраля состоялся круглый стол с участием администрации города Владимира, членов Владимирского отделения Союза архитекторов и представительства местного железнодороджного вокзала, по причине реконструкции которого и была организована встреча. 

vokzal-3746.jpg
В обсуждении участвовали председатель комитета по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Дмитрий Павлов, главный архитектор города Андрей Быков, начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Михаил Иванов, начальник железнодорожного вокзала «Владимир» Павел Никонов, генеральный директор Центра археологии при ВлГУ Лариса Черняева, члены Союза архитекторов России Евгений Бирюков и Владимир Пичугин, начальник отдела изучения и сохранения памятников Владимиро-Суздальского музея-заповедника Татьяна Козлова.

История вопроса

В 1975 году во Владимире построили новое здание железнодорожного вокзала. Оно уникально. Во-первых, облицовано белым камнем. По замыслу архитекторов, это «визитная карточка» Владимира, предваряющая знакомство с древнерусским зодчеством, памятниками ЮНЕСКО. Во-вторых, площадь — 10,5 тысячи кв. м — и по сей день дает вокзалу право считаться одним из самых просторных на Горьковской железной дороге.
oldvokzal8.jpg

В 2010 году белый камень попытались очистить от загрязнений. Работы провели, но, видимо, не совсем верно. И облицовочные плиты начали разрушаться. При этом загрязнения быстро вернулись.

В 2018 году РЖД заговорило о необходимости обновления вокзала, предложило первый проект. В нем предлагалось заменить белый камень листами металла. Проект не одобрили главный архитектор города и Госинспекция по охране памятников. Согласования — обязательный этап, т. к. здание расположено в охранной зоне памятников ЮНЕСКО. И проект обновления противоречил сразу нескольким нормам закона.

В 2019 году РЖД предложило новый вариант ремонта фасада. Технология та же — облицовка алюминием. Поменялась лишь цветовая гамма. На этот раз выбрали металлические панели, которые по цвету были бы максимально похожи на белый камень. Но и этот проект экспертов не устроил. Поэтому и пришлось собрать круглый стол для разъяснения позиций.


Аргументы «за» замену фасада

Павел Никонов, начальник железнодорожного вокзала, объяснял преимущества проекта, который в 2019-м отклонили сотрудники управления архитектуры и Госинспекции.

vokzal_9.jpg

Алюминиевые пластины, по мнению спикера, будут способствовать энергосбережению. А именно: обогрев здания станет эффективнее.

За металлической облицовкой проще ухаживать, чем за белым камнем, — ее можно ежегодно мыть. Следовательно, здание будет выглядеть ярче и привлекательнее.

Павел Никонов показал примеры облицовочной плитки, которые по цвету близки к белому камню.
vokzal_1.jpg

Формы постройки не изменятся — новая металлическая облицовка будет повторять все существующие элементы декора.

Цель обновления вокзала — сделать его более удобным и современным. В том числе и для маломобильных граждан. По сути, задержки с согласованием проекта затягивают процесс. К тому же если здание возьмут под охрану как памятник (а такие предложения на совещании поступали), то и изменить в нем что-либо будет сложнее.

Такой проект обновления предложило РЖД в 2019 году/

Аргументы «за» сохранение белого камня

У этой позиции на совещании было больше сторонников. Высказывались и Андрей Быков, главный архитектор города, и Михаил Иванов, начальник Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия, а также Владимир Пичугин и Евгений Бирюков, члены ВООО «Союз архитекторов России».

По действующему законодательству, здание должно сохранить свой исторический облик. Тем более, что вокзал — своеобразная «визитная карточка» города. В советское время во Владимире построили несколько зданий с белокаменными фасадами. Среди них: ЦУМ «Валентина», ОДК, драмтеатр, Арт-дворец (бывший ДК «Точмаш») и здание управления ФСБ на Октябрьском проспекте. Последнее уже лишилось своей уникальной отделки — ее заменили на металлические облицовочные панели. По мнению Владимира Пичугина, члена Союза архитекторов России, трансформация была крайне неудачной. Такая же участь может грозить и вокзалу.

vokzal-3728.jpg vokzal-3720.jpg

Во Владимире с XII века сохранились белокаменные здания. Они гораздо старше вокзала, но при должном уходе, обработке прекрасно справляются с погодными условиями и прочими негативными факторами. Значит, за облицовочными плитами просто нужно правильно ухаживать, и тогда они будут не менее долговечны, чем металлические пластины.

При реконструкции белокаменного фасада не нужно будет менять его полностью. Частичное обновление, очистка и обработка поверхности по современным технологиям обойдется, скорее всего, дешевле, чем создание новой, металлической конструкции. Точной стоимости на совещании эксперты назвать не смогли — для этого нужно сначала утвердить проект, а затем уже составить смету.

vokzal-3710-2.jpg

Даже если вокзал попадет в список охраняемых объектов, это не помешает ему стать более удобным и современным. Закон позволяет брать под защиту определенные элементы, а не постройку в целом. В случае с вокзалом оберегать нужно лишь белокаменный фасад и, возможно, мраморную отделку помещений. Все остальное РЖД сможет менять по своему усмотрению: делать пандусы, устанавливать лифты и запустить эскалатор.

Евгений Бирюков, член Союза архитекторов России, также отметил, что белый камень никак не мешает энергосбережению, так как значительная часть его расположена на парапетах и других элементах, которые не влияют на теплозащиту.

К определённому выводу участники встречи прийти не сумели: нет ни точных сроков подготовки нового проекта, ни ясности о сохранности первоначального облика вокзала. Остаётся лишь следить за развитием событий.

Источник новости и фото: Ключ медиа