реестр

Москва

7 Июля 2020

Продолжаем знакомить читателей с объектами, внесенными в Реестр произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и городского дизайна Общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России».

Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

Адрес: Московская область, Истринский район, с/п Лучинское, д. Никулино
Построен и запущен в эксплуатацию: в 2014 году
Руководитель авторского коллектива: Лукомский В.В.
Главный архитектор проекта: Лукомская И.В.
Архитектор: Лукомский А.В.
Общая площадь: 27 900 м²
В наземной части: 14 900 м²
В подземной части: 13 000 м²

НовИерусалим2.jpg

Основная задача проекта музейного комплекса заключалась в сохранении главенствующей роли соседствующего с ним монастырского ансамбля Ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в историческом ландшафте мест, почитавшихся во все времена как «Русская Палестина». Перед авторским коллективом стояла цель разработать соподчинённое монастырю новое современное здание, имеющее собственную выразительность.

Скрытый в валах со стороны реки комплекс вписан в окружающее пространство с волнистым рельефом, излучиной реки и лесопарком. Здание состоит из двух корпусов переменной этажности, объединённых круглым внутренним двором по типу атриума. Внутри предусмотрена возможность кругового обзора окрестностей с высоты здания.

НовИерусалим4.jpg

Ядром планировочной структуры музейного комплекса является Чаша – реплика шатровой формы купола Новоиерусалимского монастыря. Внутреннее пространство Чаши предназначено для проведения выставок под открытым небом, концертов, праздничных мероприятий и перформансов, наблюдать за которыми можно из обходной галереи здания.

Ведущая к Чаше стена северного крыла комплекса представляет собой вертикальный срез искусственного холма, собранного из фрагментов «культурного слоя» прилегающей территории – известкового камня, плинфы, бутового камня, кирпича и бетона со вставками керамических изразцов, характерных для монастыря.

Стена формирует пространство входной зоны в музей, пересекает внутренний круглый дворик и продолжается в интерьерах кафе и пространстве фондохранилищ. По мнению архитекторов, трудившихся над её созданием, она сама является экспонатом. Такая «придуманная археология», по задумке авторов, должна настраивать посетителей на познавательный процесс, сопровождать их дальше – к музейной экспозиции.

НовИерусалим5.jpg
В южном крыле предусмотрен проем, раскрывающий вид на скит патриарха Никона. Основная видовая точка, заложенная в проекте, – витражное окно в выставочном зале южного корпуса. Оно представляет собой пространственную картину монастыря и является постоянной частью экспозиции. 

Как подчёркивают создатели комплекса, жизнедеятельность музея не ограничена функцией экспонирования и хранения культурных ценностей, это развитый полифункциональный организм, основные зоны которого могут использоваться как в объединённом, так и в автономном режиме, что соответствует основным мировым тенденциям решения музейных комплексов.

Со всеми проектами, входящими в Реестр, можно ознакомиться по тегу РЕЕСТР.