Алексей Комов

Член Президиума Союза архитекторов России

«Надо чувствовать преемственность, понимать, что город был до и будет после тебя. И надо смотреть не в окно, а участвовать в том, что происходит за окном. Делать это надо ответственно, сверяя себя с мастерами, которые создавали наши города, нашу культуру».

Разруливать проблемы с набережной областной столицы взялся архитектор из Москвы. Корреспондент «АиФ» пообщался Алексеем Комовым, которому сейчас, по сути, и придется заниматься спасением вологодских пейзажей. 

Неслучайное появление

– Алексей Олегович, как получилось, что вы, архитектор из Москвы, вдруг взялись защищать интересы вологжан?

– Во-первых, любой русский архитектор Вологду знает, генплан вашего города включен в один из билетов по истории русского градостроительства в МАРХИ. Во-вторых, город мне знаком с детства, у меня здесь очень много знакомых и друзей. В-третьих, как архитектору, мне близка тема деревянного зодчества, я давно ее продвигаю. А ваш край – один из главных форпостов деревянной архитектуры в нашей стране.

Так что в Вологде я появился не случайно. Про вологодскую набережную слышал много, основательно погрузился в проблему, когда ко мне за помощью обратились молодые архитекторы и активисты. Решил, что должен помочь, тем более что в свое время, когда я работал в Крыму, вологжане мне помогали с проектами по благоустройству и наладкой производства.

– Практически сразу после появления в Вологде вас назначили советником мэра по архитектуре. Не удивило такое предложение? Не нашлось ближе достойных кандидатур? 

– Ситуация, которая сложилась в городе в связи с реконструкцией набережной, уже давно вышла за пределы и города, и региона. Тема стала резонансной для всей страны. Для решения проблемы необходим человек, у которого есть возможность вынести ее на федеральный уровень и привлечь к ее решению известных экспертов со всей страны. 

К тому же советником я стал не потому, что я такой молодец. Меня выдвинула рабочая группа, в которую входят авторитетные активисты. Моя роль в том, чтобы стать проводником между местной властью, архитекторами, активным сообществом. То есть, человеком, который всех объединяет и связывает с теми, кто принимает конкретные решения.

На Вологду страна смотрит

– Как думаете, есть еще шанс спасти набережную?

– Я не хочу, чтобы меня считали спасителем, который на раз все исправит. Такое ощущение, будто мы обсуждаем бумажный проект, что у нас есть время. Но надо понимать, что многое сделано, и назад уже не отмотать. Сделан нижний ростверк по всей набережной, его не демонтировать, это дорого и чревато разрушением берегов. Надо исходить из того, что имеем, смотреть, какие изменения можно внести и как это сделать без ущерба даже не проекту, а экологии и объектам культурного наследия. На поиск решения у нас всего два месяца. Через два месяца работа должна возобновиться в том или ином виде, иначе проблемы будут у всех, начиная с городской администрации и заканчивая министерством.

– А что-то позитивное есть во всей этой истории? 

– То, как вологжане к своему городу относятся. Здесь не только кричат, что все плохо, а ищут конструктивные решения. В Вологде живут действительно неравнодушные граждане, у людей сознание свободолюбивое, самобытное. 

– Почему для вас важно довести историю с набережной до конца?

– Дело в том, что с такой проблемой сталкиваются многие российские города, которые тоже по рукам и ногам связаны федеральными целевыми программами, ФЗ №44 и так далее. И мы постараемся на вологодском примере создать модель по внесению изменений, которая пригодится и другим городам и не только при реконструкции набережных. Вернуть все назад невозможно, но можно создать прецедент, чтобы впредь таких историй не возникало. Так что сегодня на Вологду смотрит вся страна.

– Ответственно, вам самому то не страшно за такую миссию браться?

– Градозащитники, архитекторы, урбанисты со всей России звонят мне, говорят, молодец, что ввязался в это дело. А кто-то, наоборот, удивляется, зачем такое ярмо на себя повесили. А я не могу по-другому. Можно тихо заниматься своими делами, а можно сделать что-то полезное и доброе, что останется на века. 

Жить по закону

– Какими-то еще вопросами кроме набережной будете у нас заниматься?

– Да, ведь я не советник мэра по набережной, я советник по архитектуре. Понятно, что сейчас все внимание сконцентрировано на этой болевой точке, но в Вологде существует масса других проблемных моментов в архитектуре. Не менее остро стоит вопрос застройки, деревянного архитектурного наследия, дизайн-кода городской среды. 

Сегодня из Москвы, из разных министерств и ведомств, сыпется бесконечное количество программ. И зачастую местные власти не знают, что с ними делать. Деньги, которые выделяются по этим программам, они как своего рода ловушка: ты их берешь, но их оказывается мало, и на что-то стоящее не хватает. Надо искать софинансирование, вопрос затягивается, и в итоге центр требует вернуть деньги обратно. 

– На ваш взгляд, что сегодня уродует город, убивает в нем старинный дух, лишает самобытности?

– Мы, к сожалению, живем в такое время, когда все продается, и город зачастую воспринимается как прилавок супермаркета, где каждый пытается что-то рекламировать. Неважно, пытается он продать здания, либо зазвать в какой-то магазин – он вынужден как на полке супермаркета привлекать внимание чем-то аляпистым. Чтобы это изменить, надо следовать законам, надо наказывать, если кто-то их нарушает. Необходимо переходить от практики согласований к практике регламентов, которые вшиваются в правила благоустройства. И которые должны работать, а не быть сводом информации, которую никто не читает.

Необходимо, чтобы люди понимали, в каком городе они живут. Ведь зачастую они не воспринимают город своим. Вот это печально. У них в паспорте может быть написано, что это Вологда, а на самом деле город у них заканчивается за дверью квартиры или за калиткой на участке. Ресурсом города являются не только камни, но и люди. Это взаимосвязанная история. Среда определяет сознание: если она деструктивна, если город в руинах, то и сознание у людей будет таким же.

– Как идти по пути развития города и не уничтожить при этом прошлое? Как не потерять лицо Вологды?

– Надо чувствовать преемственность, а она в том, чтобы соотносить себя с теми архитекторами, которые были до тебя. Надо понимать, что город был до и будет после тебя. И надо смотреть не в окно, а участвовать в том, что происходит за окном. Делать это надо ответственно, сверяя себя с мастерами, которые создавали наши города, нашу культуру.